Как разрушают бренд - статус медовой столицы России
Летом этого года аграрии Башкирии начали использовать опасные инсектициды, которые вызвали массовую гибель пчел. Все попытки помешать земледельцам у пчеловодов не увенчались успехом. Поля были протравлены. И пока аграрии подсчитывают прибыль, пчеловоды терпят убытки, тщетно пытаясь добиться возбуждения уголовного дела против людей, которые оставили их без пчел и без меда.
Рассказывая о событиях этого лета, житель деревни Талачево Стерлитамакского района Гайса Аглиуллин не может сдержать эмоции:
- Это даже не вредительство, а намеренное уничтожение пчеловодческой отрасли Башкирии. Ведь пчелы – не просто насекомые, равно как и мед – не только продукт, а бренд республики. Как можно уничтожать бренд? Как можно было травить пчел, а вместе с ними и все живое? После обработки полей ядохимикатами гибли не только насекомые, но и ежи, барсуки, птицы. Люди, которые такое сотворили, прекрасно знали, что делают. Пчеловоды им об этом сообщили в самые первые дни, когда они начали обрабатывать поля, однако это их не остановило. Более того, они начали обработку рапса химикатами еще более усиленными темпами: Борогум, Оксанол-агро –Ж, Дикошанс, Пропишанс, Карамба, Даш, Гладиатор-супер, Бор-микроак, Биополимик, а также одним из самых опасных химикатов «Монарх» (класс опасности первый для пчел, второй для человека – прим. ред). После «Монарха» умирало все вокруг. Вы не представляете, что чувствует пчеловод, когда на глазах одна за другой умирают все твои пчелосемьи.
Для пчеловодов Башкирии то, что произошло этим летом, иначе как катастрофой не назовешь. Они до сих пор не могут прийти в себя и не знают, как восстановить свое загубленное хозяйство.
Деревни здесь близко и кучно
Как рассказали журналисту «Молодежной газеты» возмущенные пчеловоды Стерлитамакского района, руководство ООО СП «Дружба» их даже заранее не известило о том, что они будут обрабатывать ядохимикатами поля. Это сделали через объявление в местной газете только 21 июня, когда обработка уже вовсю велась. Поэтому откочевать в другое место вместе с пасекой никто из пчеловодов не успел. Сам текст объявления был крайне неинформативным. В нем указывались только общие сроки обработки (целый месяц!) полей, нет ни названия инсектицидов, ни конкретных дат, не указано местоположение полей и названия близлежащих деревень. А учитывая, что хозяйство «Дружба» обрабатывает 11 800 га, это объявление вообще бессмысленно.
Вдобавок ко всему, в Стерлитамакском районе деревни находятся кучно и близко к сельскохозяйственным угодьям. Есть дома, которые находятся в 50-80 метрах от полей. Поэтому обработка полей, особенно если она производится с нарушениями технологии, чревата более тяжелыми последствиями, невидимыми на первый взгляд. И это не только гибель мелких животных и насекомых, но и несомненный вред для человеческого организма, который может проявиться и через 10, и через 20 лет. Несмотря на то, что по технологии поля должны обрабатываться инсектицидами только в безветренную погоду, ядохимикаты, по свидетельству местных жителей, распылялись даже в те дни, когда МЧС объявляло по Башкирии штормовое предупреждение. Причем аграриями обрабатывались даже цветущие растения, чего делать категорически нельзя, что может подтвердить любой агроном.
После обработки полей пена, содержащая ядохимикаты, растекалась по близлежащим дорогам. В некоторых местах после этого чернела трава. С утилизацией тары работники хозяйства тоже особо не заморачивались. Пустые канистры сжигались прямо на полях, оставляя здесь же расплавленные пластмассовые огарки.
Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура, куда обращались с жалобами пчеловоды, в ходе проверки зафиксировала многочисленные нарушения, допущенные при подготовке растворов инсектицидов и при обработке полей ООО СП «Дружба».
Пора выбирать: или рапс, или мед
Вот что сообщил правоохранителям главный агроном Стерлитамакского района Виктор Бульц:
- ООО СП «Дружба» из засеянных весной 11 800 га площадей отвела под рапс 700 га. Так как рапс относится к семейству капустных, то именно эти посевы подверглись летом нашествию капустной моли. Фермеры несколько раз обрабатывали поля разными инсектицидами, но это дало лишь частичный эффект. Гусеницы капустной моли были уничтожены не полностью. Тогда аграрии провели обработку «Монархом» во время цветения рапса. Эффект был стопроцентный. Именно во время этой обработки и пострадали пчелы в нашем Стерлитамакском районе.
Чтобы документально установить причину массовой гибели пчел, которые до обработки полей были абсолютно здоровы, пчеловоды Стерлитамакского района даже за свой счет возили материал на лабораторные исследования. Независимые испытательные лабораторные центры дали заключение, что в рапсе, меде и в подморе пчел содержатся ядохимикаты и пестициды: фипронил, эсфевалерат и лямбда-цигалотрин, которые и стали причиной гибели насекомых.
Попавшие в мед ядохимикаты не разлагаются даже спустя несколько месяцев. Есть такой мед нельзя, особенно беременным женщинам, кормящим мамам и маленьким детям. Пчелы, поевшие в октябре собранный летом мед, погибают.
Но больше всего удручает другое. Несмотря на то, что пчеловоды Стерлитамакского района оперативно обратились в местные сельсоветы, полицию и Башкирскую межрайонную природоохранную прокуратуру, уголовного дела против руководства ООО СП «Дружба» до сих пор не возбуждено. Хотя все подтверждающие документы их вины имеются: акты, составленные комиссией Башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии, Башкирской природоохранной прокуратурой, результаты лабораторных исследований почвы, рапса и подмора пчел, а у некоторых - даже документы об утилизации пчел. Следком упорно отказывает пчеловодам в возбуждении уголовного дела по ч.2 статьи 249 Уголовного кодекса РФ («Нарушение ветеринарных правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия»). Формально в действиях стерлитамакских аграриев усматриваются еще и признаки ст. 168 УК РФ («Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере»), но уголовное дело и по этой статье почему-то тоже никто не возбуждает.
Единственное, чего добились пчеловоды, так это административного наказания ООО СП «Дружба» в размере… 35 тысяч рублей. Сумма просто смехотворная и несопоставимая с ущербом, нанесенным самим пасечникам. Учитывая стоимость так и не собранного меда и погибших пчелосемей, потери одного стерлитамакского пчеловода в среднем составили от 140 тысяч до 1,5 млн рублей. Самый внушительный урон, конечно, понесли владельцы больших пасек: у Владимира Калганова погибли все 47 пчелосемей, у его собрата по несчастью М. Сафуганова - 38. Только в одном Стерлитамакском районе в этом году погибло более 3 тысяч пчелосемей. Схожая ситуация в этом году происходила и в других районах республики, где выращивали рапс: Белебеевском, Чишминском, Миякинском, Илишевском.
Для многих пчеловодов массовая гибель пчел имела весьма печальные последствия. К примеру, семья с шестью детьми Алексея и Валентины Басмановых живет на средства, вырученные от продажи меда. Лишившись источника дохода, они теперь даже не могут заплатить за коммуналку. Недавно у них за неуплату отрезали газ. В тяжелой ситуации оказался и инвалид из Стрелитамакского района Владимир Трошин, а также другие семьи.
Рассказывает Амир Ишемгулов, генеральный директор Башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии:
- В Башкирии с каждым годом все больше полей засевают рапсом — высокомаржинальной масличной культурой. Это медонос, с цветков которого пчелы охотно собирают нектар. По технологии возделывания поля рапса обрабатывают пестицидами не менее четырех раз за период вегетации. Фермеры, опрыскивающие поля химикатами, должны минимум за пять дней предупреждать об этом всех в радиусе пяти километров. Однако, к сожалению, даже этого недостаточно. Ведь некоторые препараты действуют свыше месяца, и пчелы под их воздействием все равно гибнут. Я буду добиваться внесения поправок в действующее законодательство, чтобы в радиусе трех километров от крупных пасек и населенных пунктов вообще не проводили никаких опрыскиваний. На прилегающих к деревням и пасекам полях можно посеять культуры, которые не требуют химпрополки. Например, медоносную гречиху или донник.
В Стерлитамакском районе пчеловоды подсчитывают убытки. По мнению пасечников, химикаты могли стать причиной массовой гибели пчёл. Они считают, что местный сельхозкооператив обрабатывал неизвестными веществами свои поля. Все подробности в репортаже Султана Зиганова.
Эти брикеты напоминают головки сыра. Только Владимир Калганов далеко не сыровар. Он потомственный пчеловод. А перед его ногами все то, что осталось от большой пасеки — переплавленный воск и несколько чипов.
Все 47 ульев, стабильно приносящие доход, пришлось утилизировать после заражения пчёл химикатами. Перед выходом на пенсию мужчина такого точно не ожидал. И возмещать ущерб почти в 1,5 миллиона рублей ему никто не собирается.
Владимир Калганов, пчеловод:
«Все, остались можно сказать без средств к существованию. Я ухожу на пенсию и мне не на что будет жить и работать также».
Новости о массовой гибели пчёл этим летом приходили из многих уголков Башкортостана. Специалисты даже озвучили причину — насекомые отравились пестицидами, которыми фермеры обрабатывали рапсовые поля. Этот факт стерлитамакским пчеловодам даже удалось зафиксировать на камеру мобильного телефона.
При обработке, якобы, использовались некачественные китайские препараты. Похоже именно они загубили насекомых. И сегодня в ульях, которые пчеловоды хранят как доказательство, не найти и капли меда. Вместо этого — рамки с зараженным воском и горы мертвых пчел.
Эпидемия затронула не только фауну, но и флору. Например, Владимир Трошин рассказывает, что у него в огороде погиб весь урожай. А после того, как опустели улья, мужчина вовсе отчаялся.
Владимир Трошин, пчеловод:
«Я теперь даже не знаю — что делать, как делать. Откуда это брать все».
Только по предварительным подсчетам в районе пострадало около 40 пасек. А это примерено — 1000 пчелосемей. На руках у пасечников документы и заявления в самые разные инстанции. Есть и экспертиза, подтверждающая факт отравления.
Айрат Сафуганов, пчеловод:
«Все тут отравлено и весь мед. Пусть приходят, едят, я им дам. Не утилизировал еще, пока через суд это не пропущу!».
В гибели пчел пасечники обвиняют местный сельхоз кооператив. Техника именно этого хозяйства работала на полях. Правда, себя виновными аграрии не считают. Уверяют, что все химикаты сертифицированы. А население через местную газету предупреждали о предстоящей обработке.
Марат Абсалямов, заместитель директора СПК «Дружба»:
«Может быть погибли, может быть от каких-то причин. Но я подтверждающие документы не видел».
Результаты экспертизы замдиректора СПК не впечатлили. Да и в целом мужчина вел себя так, будто не понимал — о чем идет речь. Но пчеловоды все равно планируют доказать свою правоту уже в судебном порядке.
Амир Ишемгулов, генеральный директор Башкирского НИЦ по пчеловодству и апитерапии:
«Это уже было в Орловской области…это должно дать новый толчок для контроля препаратов».
Кроме того, пасечники настаивают на возбуждении уголовного дела. И уже обратились с заявлением в правоохранительные органы. Цель — добиться компенсации. Ведь на восстановление утраченного пчелиного хозяйства требуются солидные расходы — сотни тысяч, а то и миллионы рублей.
Пожалуй, самое ужасное во всей ситуации, что все это происходит незадолго до Всемирного конгресса пчеловодов «Апимондия», который пройдёт в Уфе в 2021 году. Именно сейчас, когда нам особенно важно закреплять за Башкирией статус медовой столицы России, мы его теряем вместе с пчелами и нашим брендом.
Рапс - масличная культура семейства крестоцветных. Из него производят технические масла, биотопливо, моющие средства, косметику, пищевое растительное масло, зеленые корма. Экономическое значение рапса к концу XX века существенно выросло в связи с тем, что он начал использоваться для получения биодизеля. Рапс, выращиваемый в Башкирии, идет на экспорт.
Источник: gtrk.tv , "Молодежная газета"