С 1 июля из-за нового техрегламента из оборота выводят старые зерновозы
Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский опасается коллапса на рынке зерноперевозок: с 1 июля ожидается высокий экспорт зерна, но транспортные компании будут вынуждены из-за нового техрегламента вывести из оборота старые зерновозы. Как стало известно РБК daily, чтобы финансировать ускоренную замену парка вагонов, крупнейший перевозчик зерна «Русагротранс» может увеличить тарифы на 30–40%.
В предстоящем сезоне урожай зерна в России может составить 95–100 млн т против 70 млн т в 2012 году, а экспортный потенциал оценивается до 25 млн т, рассказал Аркадий Злочевский, выступая вчера на экспертном совете РСПП.
Помешать экспортным планам может нехватка вагонов: в апреле правительство ограничило срок эксплуатации старых вагонов одним годом после всех видов ремонта. На этот шаг чиновники пошли после участившихся случаев аварий на железной дороге.
По мнению г-на Злочевского, данное решение к 2015 году на треть сократит специализированный вагонный парк. На сегодняшний день в стране насчитывается порядка 35 тыс. вагонов-зерновозов, в том числе 28 тыс. из них принадлежит «Русагротрансу», еще порядка 2,2 тыс. — «Балт-Трансу» и 1,5 тыс. — «Технотрансу».
Сокращение парка неизбежно приведет к росту тарифов для отправителей зерна, уверен г-н Злочевский. И его опасения не напрасны. Заместитель гендиректора «Русагротранса» Олег Рогачев заявил РБК daily, что замену вагонов придется оплачивать рынку. Если в ближайшее время правила не изменятся, «Русагротранс» может повысить тариф уже в наступающем сельхозсезоне на 500–600 руб., чтобы профинансировать замену парка, не исключил г-н Рогачев. Сейчас средняя стоимость тарифа на один вагон составляет 1500 руб. в сутки.
При необходимости российские вагоностроительные заводы могут производить ежегодно 1 тыс. зерновозов. Но крупнейшему перевозчику для ускоренной замены устаревших вагонов придется размещать заказы на украинских заводах. В то же время вагоны именно украинской сборки вызывают наибольшие нарекания с точки зрения качества, говорят транспортники.
Управляющий директор «Технотранса» Виталий Шаповалов сообщил РБК daily, что его компания будет подтягиваться по уровню тарифов к монополисту. «Хотя у нас есть возможность держать тариф несколько дешевле, чем у «Русагротранса», за счет большей емкости вагонов и их оборачиваемости», — добавил он.
Если тариф резко вырастет, часть заказов на зерноперевозки уйдет к автотранспортным компаниям, уверен один из зернотрейдеров. Не исключено, что ряду трейдеров станет выгоднее создавать свой парк зерновозов.
Во избежание резких изменений на рынке участники экспертного совета РСПП собираются обратиться в правительство и профильные министерства с просьбой сохранить действующий порядок эксплуатации вагонов специализированного парка.
Источник: rbc.ru
Интервью с генеральным директором ОАО «Новороссийский зерновой терминал» Игорем Андреевым
В преддверии Мирового Зернового форума «Global Grain Sochi», который состоится 26-28 июня в городе Сочи корреспонденту IDK.ru удалось поговорить с руководителем ОАО «Новороссийский зерновой терминал» Игорем Андреевым о работе одного из крупнейших зерновых портов России.
- Игорь Алексеевич, расскажите, пожалуйста, что такое «Новороссийский зерновой терминал» сегодня?
- Наше первое судно было поставлено под погрузку 5 сентября 2007 года, это произошло когда терминал начал работу в режиме пуско-наладки. С этого момента НЗТ перевалил на экспорт почти 21 млн. тонн. зерновых культур. В эксплуатацию терминал введен в мае 2008 года.
Без лишней скромности, хочу заметить, что сегодня ОАО «Новороссийский зерновой терминал» — самый высокотехнологичный терминал по перевалке зерновых на черноморском побережье России, имеющий возможность обрабатывать суда типа «Panamax».
К тому же, зернохранилище терминала технологически может хранить до 124 тыс. тонн зерновых единовременно в десяти стальных емкостях. Наше предприятие оснащено современным скоростным перегрузочным оборудованием производительностью 1600 тонн в час.
Применение современного технологического оборудования новейших систем автоматизации, а так же использование инновационных систем пылеподавления позволяет обеспечивать не только высокую скорость отгрузки зерновых, но и работу терминального комплекса в соответствии с последними требованиями экологической, технологической и пожарной безопасности.
- Сколько тонн зерновых отгружает терминал ежегодно и планируется ли повышение этих объемов?
— Чтобы ответить на ваш вопрос я приведу в пример лишь несколько цифр. В сезоне 2011-2012 гг. объем перевалки ОАО «НЗТ» достиг 5 723 тыс. тонн. Это более чем на 2 100 тыс. тонн превысило проектную мощность терминала (3 600 тыс. тонн). Такой объем перевалки стал возможен благодаря слаженной работе высококвалифицированного персонала ОАО «НЗТ» и непрерывному совершенствованию технологии перевалки зерновых грузов, постоянной оптимизации логистического механизма. Останавливаться на достигнутом мы, конечно же, не собираемся, и будем и дальше поднимать планку инноваций и профессионализма.
- Какова техническая составляющая терминала? Например, с какой скоростью выполняются погрузочные работы? И какую технику вы используете зарубежную или российскую?
- Норма погрузки зерновых культур на судно зафиксирована в Договоре на перевалку и составляет 20 тыс. тонн в сутки. Максимально мы можем принять около 23-24 тысяч тонн зерна. В терминале осуществляется приемка зерна с железнодорожного и автомобильного транспорта. Также мы принимаем зерно на хранение. Емкость силосов 1, 10,6 и 14,3 тыс. тонн зерна, а общая вместимость зернохранилища — 124 тысяч тонн. Хранение зерна осуществляется в стальных емкостях (силосах) фирмы GSI (США).
Транспортировка зерна для отгрузки на суда осуществляется по двум ленточными конвейерами производительностью по 800 тонн/час. Наш производственный комплекс имеет возможность отгружать суда водоизмещением более 60 тысяч тонн. Погрузка зерна в суда осуществляется с помощью двух судопогрузочных машин фирмы NEUERO (Нойеро) Германия производительностью по 800 тонн/час. Как видите, технику мы используем в основном от зарубежных производителей. А сам проект новороссийского терминала был разработан ОАО «Ростовский Промзернопроект» совместно с генеральным подрядчиком «East Point Holding».
- На кого ориентирована работа терминала? Есть ли возможность сотрудничать с вами частным хозяйствам или вы работаете только с крупными трейдерами и производителями?
- Первыми клиентами Новороссийского терминала на начало работы в сезоне 2007-2008 гг. стали: ООО «Международная зерновая компания», Valars S.A., RIAS Trading S.A., Glencore Grain Trade, Agrico Trade, Сильверстоун С.А. Сегодня мы делаем все, чтобы создать равные условия доступа для всех потенциальных клиентов к услугам Терминала. Для нас главное, чтобы наши клиенты со своей стороны ответственно подходили к исполнению договора.
На текущий момент этого года с ОАО «НЗТ» уже заключены договоры перевалки, в том числе, с ведущими экспортерами зерновых культур. Такими как: ООО «Международная зерновая компания», ООО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток», ООО «Каргилл ЮГ», ООО «Бунге СНГ», ЗАО «Виталмар Агро», ОАО «ОЗК», ООО « ТД Астон».
С гордостью могу заявить, что по оценке компаний экспортеров, в настоящее время в России нет перегрузочного терминала по перевалке зерновых культур, сопоставимого по качеству услуг с ОАО «Новороссийский Зерновой Терминал».
- Вы работаете исключительно на экспорт? В какие страны отправляется зерно из вашего терминала?
- Да, вы правы, наш терминал работает в основном с экспортируемым зерном. Соответственно, наши партнеры – это компании — экспортеры. Географию экспорта российского зерна определяет рынок. На сегодняшний день, в основном, отгрузка зерна осуществляется в порты Африки (около 80,1% общего объема), Азии (около 16,8%) и Европы (около 3,1%).
- Игорь Алексеевич, 26-28 июня в городе Сочи будет проходить I Мировой Зерновой форум «Global Grain Sochi».Что Вы пожелаете его участникам, и на какие вопросы рекомендовали бы обратить особое внимание?
— В первую очередь хочется пожелать участникам форума взаимопонимания и создания условий для взаимовыгодного сотрудничества. Хотелось бы попросить обратить особое внимание участников форума на необходимость формирования в России цивилизованной площадки по торговле зерном. Это позволит укрепить позиции нашей страны на мировом рынке зерна.
- Игорь Алексеевич, спасибо за уделенное время.
Источник: exp.idk.ru/