Онищенко раскритиковал работу Россельхознадзора
«В рамках подготовки к очередному саммиту стран Таможенного союза и определения национального федерального надзора за качеством пищевых продуктов Россельхознадзором проводится деструктивная политика», - сказал Онищенко «Интерфаксу».
«При поддержке отдельных представителей Минэкономразвития и вопреки согласованной на уровне руководства Минэкономики позиции о сложившейся структуре надзора за качеством готовой пищевой продукции, под видом новаций протаскивается так называемая прослеживаемость продукции, которая не имеет ничего общего с государственным надзором за качеством и безопасностью», - отметил он.
Напомним, глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко нередко пересекается в своей работе с Россельхознадзором.
Так, в конце прошлого года Онищенко уличил США в использовании «двойных стандартов» при экспорте мяса. По его словам, в Евросоюз поставляется хорошее мясо, тогда как в Россию – содержащее рактопамин.
При этом с декабря прошлого года Россельхознадзор при ввозе мясной продукции из стран, где используется рактопамин, начал требовать документы, свидетельствующие о том, что эта продукция произведена без применения этого препарата.
Также, например, оба ведомства предупреждали недавно об опасности птичьего гриппа. В середине апреля глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко распорядился установить контроль за пассажирами на границе России из-за этого. А Россельхознадзор призвал увеличить периодичность проверок птицефабрик в связи с возможностью нового заноса этого вируса в Россию.
Тем, кто с легкой руки Роспортребнадзора может обеспокоиться «деструктивностью» политики Россельхознадзора
Уважаемые дамы и господа, можете быть совершенно спокойны. Ни какой деструктивной политики Россельхознадзор не проводит и не будет проводить.
Просто наши коллеги из Роспотребнадзора чуточку не в курсе ситуации или слегка запутались в том, что происходит.
Сейчас мы все распутаем.
Итак, в подготовке саммита Минсельхоз России и Россельхознадзор как его часть, конечно же, принимает участие.
В чем конкретно наши коллеги из Роспортребнадзора увидели деструктивность, рассказам о которой, очевидно, подвигли Геннадия Григорьевича дать такое удивительное интервью Интерфаксу, я точно знать не могу, но, судя по тексту интервью, можно предположить, что речь идет об одной из двух вещей или об обоих.
Первая из них заключается в том, что ранее в Решении КТС № 880 (О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции») был записан пункт, против которого Россельхознадзор выступал еще до принятия этого решения.
Это пункт 4.2.6. гласит следующее:
«4.2. Подготовить проект Плана мероприятий, необходимых для реализации Технического регламента, и в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Решения обеспечить представление его на утверждение Комиссии в установленном порядке, предусмотрев:
4.2.6. Подготовку и представление на утверждение Комиссии в установленном порядке в срок до 15 марта 2013 года проекта решения о внесении изменений в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317, в части исключения из него продукции, относящейся согласно Техническому регламенту к переработанной пищевой продукции животного происхождения;».
Его смысл заключается в том, что очень большая часть находящейся в обороте продукции животного происхождения с 01 июля 2013 года останется без ветеринарного надзора.
Это та часть, которая согласно регламенту называется «переработанной».
Причем в этом техническом регламенте термин «переработка» определяется так: «переработка (обработка) – тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов».
Так вот, дело в том, что большая часть перечисленных процессов не уничтожает жизнеспособности патогенных микроорганизмов, включая и те, которые могут попасть в эту продукцию из организма животного.
Часть из этих микроорганизмов патогенна только для животных и не опасна для человека (например, упомянутый Геннадием Григорьевичем вирус африканской чумы свиней), другая опасна и для животных и для человека (таких, кстати, большинство). И это первая причина того, что такая продукция должна быть объектом ветеринарного надзора.
Упомянутая африканская чума в России, например, распространяется преимущественно именно этим путем – с солеными и копчеными продуктами свиноводства, наряду, конечно, с сырым мясом. Так что пункт этот при его буквальном исполнении опасен для всех стран Таможенного союза.
Вторая причина в том, что система ветеринарной сертификации – это единственная система прослеживаемости продукции животного происхождения, которая есть в России. Так сложилось исторически, что единственная, но на сегодня – это непреложный факт.
На этой ноте мы переходим к следующей сентенции из интервью «под видом новаций протаскивается так называемая "прослеживаемость" продукции, которая не имеет ничего общего с государственным надзором за качеством и безопасностью».
Что тут правда, что нет?
Правда в том, что для большинства развитых стран мира эта система прослеживаемости (на английском traceability) уже давно не новация – там они уже «протащены». В этих странах системы прослеживания давно работают.
В Евросоюзе, например, она создана 11 лет назад в соответствии с директивой Regulation EC/178/2002. Обеспечивает ее функционирование институт European Traceability Institute - E T I. С принципами ее работы можно ознакомиться здесь.
http://ec.europa.eu/food/food/foodlaw/traceability/factsheet_trace_2007_en.pdf
А аналогичной, хотя и в чем-то не похожей американской системой прослеживания пищевой продукции, - http://www.ers.usda.gov/media/806613/aer830_1_.pdf
Вот, для примера, новозеландская система, вот - австралийская, вот – канадская.
Правда и в том, что ТАКОЙ системы в России пока нет, хотя есть наша – на основе ветеринарной сертификации.
Правда и в том, что мы – Россельхознадзор, другие российские ведомства, наши коллеги из Беларуси и Казахстана пытаемся такую систему создать и у нас.
Неправда же в том, что «"прослеживаемость" продукции, … не имеет ничего общего с государственным надзором за качеством и безопасностью».
Именно на прослеживаемости и основаны современные системы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов (и не только пищевых).
Со следующей цитатой из интервью – «эта инициатива "скажется на правах потребителя путем значительного роста цен»» - все просто – это пугалка для обывателя, который всегда высокочувствителен к росту цен. Этакая попытка дискредитировать начинание в глазах общественного мнения. На самом деле прослеживаемость потому и принята на вооружение большинством развитых стран, что она снижает стоимость производства пищевых продуктов и, одновременно, повышает их безопасность. Так будет и у нас.
Следующая цитата - «Ссылки на Европейский союз в данном случае по меньшей мере кажутся некорректными. Сегодня весь надзор за пищевыми продуктами в Евросоюзе находится под генеральным департаментом здравоохранения и защиты прав потребителей.» - по меньшей мере озадачивает.
Во-первых, то, что имелось, очевидно, в виду под «генеральным департаментом здравоохранения и защиты прав потребителей» - это, наверное, DG SANCO (или DG Health and Consumers).
Во-вторых, руководит этим генеральным директоратом Гендиректор - биолог, эколог и доктор ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ (доктор ветеринарных наук по-нашему) Паола Тестори-Коджи,.
Я не хочу, конечно, сказать, что все европейское здавоохранение находится ПОД доктором ветеринарной медицины, совсем нет. Да и вообще, как мне кажется кто под кем – это вообще не разговор.
В третьих, в структуре DG SANCO есть два крупных направления и, соответственно, 2 заместителя Гендиректора.
Одно из них занимается здравоохранением и защитой прав потребителей и руководит им Заместитель Генерального директора по Здравоохранению и [защите прав] Потребителей (Deputy Director General for Consumers and Health).
Второе – занимается безопасностью пищевой цепи и руководит им Заместитель Генерального директора по [безопасности] пищевой цепи Ладислав Мико. Вот это второе направление и есть то, о чем мы говорим – об обеспечении пищевой безопасности.
И, что характерно, в этой ветви DG SANCO есть два ветеринарных департамента – Food and Veterinary Office (Офис Питания [пищи] и Ветеринарии) и Veterinary and International Affairs (Ветеринарии и международной деятельности), плюс один – Safety of Food Chain (По защите пищевой цепи). И, почему-то, совсем нет ни чего похожего на Роспортребнадзор. Правда нет. Кто хочет сам убедиться в этом – посмотрите http://ec.europa.eu/dgs/health_consumer/chart.pdf
Так что не беспокойтесь, уважаемые потребители. Ни чего деструктивного для потребителей Россельхознадзор не делает. Ведь мы и сами такие же точно потребители, как и Вы.
С наилучшими пожеланиями
заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора
Николай Анатольевич Власов
Глава Роспотребнадзора уверен, экологически чистых продуктов питания не бывает
При решении продовольственной проблемы в мире необходимо обеспечить доступность, безопасность и полноценность продуктов питания, но в современных условиях это невозможно сделать без применения био- и нанотехнологий, а также использования генно-модифицированных продуктов. Такое мнение высказал сегодня глава Роспотребнадзора, председатель Консультативного совета по защите прав потребителей СНГ Геннадий Онищенко, выступая на Невском международном экологическом конгрессе в Санкт-Петербурге.
Он напомнил о том, что "30 проц населения промышленно развитых стран страдают от болезней пищевого происхождения, а в неразвитых странах главная проблема - голод". "Планета Земля не сможет прокормить все население, - констатировал глава Роспотребнадзора. - Для того, чтобы решить проблему только за счет традиционных способов производства и обработки продуктов питания, человечеству надо было бы вернуться к пещерному образу жизни, поэтому нужно ставить реальные цели, стремясь к тому, чтобы минимизировать давление на окружающую среду". "Мы должны говорить об энергосбережении, максимально щадящих технологиях и компенсации тех издержек, которые возникают в результате влияния человечества на природу", - подчеркнул он.
Онищенко призывает отказаться от "несбыточных определений". "Надо признать, что нет никакой "зеленой" экономики, нет никаких экологически чистых продуктов питания", - считает главный санитарный врач России. Он настаивает на том, что необходимо внедрять новые технологии, но под строгим контролем. "Генно-модифицированные продукты могут быть безопасны. Главным критерием здесь является современная система контроля", - сказал Онищенко.
Россельхознадзор напоминает: использование пестицидов требует постоянного контроля
Специалисты Россельхознадзора напоминают землепользователям: использование пестицидов требует постоянного контроля для предотвращения загрязнения сельскохозяйственных земель.
В рамках контроля за исполнением законодательства по указанной проблеме сотрудники управления провели проверку сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз-племзавод «Радищево» в Гагаринском районе Смоленской области.
Как выяснилось, для защиты посевов зерновых культур от сорняков на площади 750 гектаров хозяйство использовало пестициды. В нарушение земельного законодательства землепользователь при этом не контролировал содержание в почвах остаточных количеств пестицидов и возможных опасных компонентов использованных препаратов.
Предприятию выдано предписание об устранении выявленного нарушения. За допущенное нарушение должностное лицо СПК колхоз-племзавод «Радищево» привлечено к административной ответственности
Сельхозпроизводитель не обеспечил должный контроль за использованием пестицидов
Проверка Управления Россельхознадзора по Воронежской области ООО «Агротех-Гарант» в Аннинском районе выявила факт нарушения земельного законодательства в части непроведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Организация не контролировала содержание в почве остаточных количеств пестицидов, примененных при выращивании сельскохозяйственных культур. Данный факт свидетельствует о нарушении требований СанПин: «Для предупреждения накопления в почве стойких и активно мигрирующих пестицидов руководителями работ должно быть обеспечено строгое соблюдение установленных регламентов и рекомендаций по применению конкретных препаратов, а землепользователями – контроль за содержанием в почвах остаточных количеств пестицидов».
Пестициды являются одним из основных химических загрязнителей почвы. Некоторые химические вещества способны перемещаться в почве на расстояние до полутора метров и накапливаться в ней, а период полураспада отдельных пестицидов доходит до нескольких десятилетий.
Определенные препараты затрагивают как структурные, так и физиологические признаки почвенных микроорганизмов. Например, почвенные фунгициды и фумиганты, как правило, действуют отрицательно на почвенную микрофлору. Некоторые пестициды вызывают угнетение и гибель почвенной фауны. Большую опасность представляют стойкие соединения при их избыточном накоплении.
По результатам проверки должностное лицо организации ипривлечено к административной ответственности.
Управлением выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
Бизнес-ТАСС.
КП.