Как ВТО повлияло на российский бизнес
Создается консультационный орган, который займется поддержкой отечественного бизнеса в рамках ВТО
Как стало известно РБК daily, Минпромторг создает особый консультационный орган, который займется поддержкой отечественного бизнеса в рамках ВТО и других международных организаций. Инициатива эта полезная, но запоздавшая, констатируют эксперты и предприниматели.
«Представляется целесообразным создание центра (бэк-офиса), целью которого будет представление актуализированной аналитической информации в целях эффективной реализации полномочий Минпромторга России и оказание консультационных услуг производителям промышленной продукции», — говорится в справочных материалах к установочному совещанию по созданию центра (имеются в распоряжении РБК daily).
Россия вступила в ВТО в августе 2012 года. С тех пор положение большинства российских предпринимателей никак не изменилось, свидетельствуют многочисленные исследования (РСПП, «Градиент Альфа», Strategy Partners и др.). Четверть опрошенных заявили о его ухудшении. Сильнее прочих пострадали легкая промышленность, сельское хозяйство и машиностроение. «Вступление в ВТО выявило для России отсутствие ценовой конкуренции, а также зависимость от поддержки государства. Особенно свиноводство ощутило на себе воздействие обнуления тарифных квот», — отмечает британская консалтинговая компания Global Council.
О нерешенных проблемах по адаптации к ВТО заявляла и Счетная палата. В ее сообщении подчеркивалось, что российская система поддержки экспорта значительно уступает зарубежным аналогам. Призывала министерства «шевелиться», принимая меры по защите отечественных производителей, и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Впрочем, поддержку экспорта и реализацию обязательств России в ВТО уже осуществляют несколько структур. Это подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, Консультативный комитет по торговле Евразийской экономической комиссии и др. Однако возможности России по формированию повестки дня промышленной и торговой политики используются не полностью, подчеркивается в материалах Минпромторга.
Многие страны уже используют аналитические центры, аналогичные создаваемому в России. Правда, там они создаются не «сверху», правительством, а «снизу», самими компаниями.
Новый орган при Минпромторге будет выполнять три ключевые функции: собирать и анализировать информацию, поступающую с внешних рынков, аккумулировать данные по реальному сектору российской экономики, а также консультировать бизнес при подготовке заявлений на начало специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований.
Защита интересов страны в судебных спорах с торговыми партнерами (в частности, с ЕС об утилизационных сборах) не будет входить в компетенцию центра, рассказал РБК daily источник в Минпромторге. Бэк-офис сосредоточится на более адресной помощи бизнесу. «Прежде всего — на юридической поддержке компаний», — пояснил он. По его словам, в центре предприниматели получат исчерпывающую информацию о том, как подготовить документы, как подать иск, как использовать меры господдержки.
Управлять новым органом, скорее всего, будет независимый руководитель, назначаемый Минпромторгом при участии основных ассоциаций и объединений промышленников. «Штат и кандидатура руководителя пока обсуждаются, есть более или менее представление только о структуре», — уточнил источник в министерстве. Также он пока не готов назвать сроков запуска этого центра, но подчеркнул, что «ведется активная работа».
Профессор кафедры торговой политики ВШЭ Алексей Портанский приветствует эту инициативу. «Чем больше у нас будет таких центров, тем лучше, пока мы отстаем в этом вопросе от развитых и даже развивающихся стран», — прокомментировал он. Эксперт сомневается, что центр будет представлять интересы какой-то конкретной компании, испытывающей трудности в связи с правилами ВТО, но если бэк-офис поможет ей хотя бы найти грамотного консультанта — это уже будет существенная помощь, считает он.
Президент «Деловой России» Александр Галушка назвал инициативу Минпромторга разумной. «Надеюсь, сработает, но для этого важно, чтобы все делалось в диалоге с бизнесом», — сказал он РБК daily. Впрочем, создать подобный центр можно было и раньше. «И даже нужно было бы раньше», — подчеркнул он.