Итоги первого года в ВТО
Какие виды поддержки бизнеса возможны в странах ВТО Нередки разговоры, что вступление России в ВТО неизбежно гибельно отразится на ее экономике. Почему? Опыт других говорит об обратном. Просто мы еще плохо знаем правила ВТО, и это пока пугает. Правила ВТО вовсе не исключают возможность государственной поддержки производителей. Однако поддержка эта не должна влиять на ценообразование или покрывать прямые издержки. Все виды господдержки делятся на так называемые корзины: красную, желтую (янтарную), зеленую и голубую. Красная корзина — это меры поддержки, которые жестко ограничены согласованным объемом и должны поэтапно сокращаться согласно принятым страной-членом ВТО на себя обязательств или совсем запрещены к применению правилами ВТО. Речь, прежде всего, об экспортном субсидировании. В основном применяется к промышленности. В отличие от промышленности для сельского хозяйства нет абсолютно запрещенных (красных) субсидий. Хотя для вновь принимаемых членов ВТО существует запрет на экспортные субсидии. Так, наша страна обязалась не применять экспортные субсидии с даты присоединения к ВТО. Желтая (янтарная) корзина — содержит те виды поддержки, которые считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками и т. п. В правилах ВТО нет точного определения, какие меры государственной поддержки следует относить к желтой корзине, и в нее попадают любые меры, не помещенные в другие корзины. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируют для каждой страны-члена ВТО в перечне обязательств в виде агрегированных мер поддержки. Их начальный и конечный размер и темп сокращения обсуждают в ходе переговоров. В зеленую корзину входят меры, не оказывающие влияния на рынок. Это расходы на развитие инфраструктуры, научные исследования, подготовка кадров, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы страхования урожая, программы региональной помощи. Меры зеленой корзины можно применять без ограничений. Они достаточно четко прописаны в соответстующих соглашениях участников ВТО. Голубая корзина существует только в развитых странах с высокоразвитым сельским хозяйством и включает выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации при добровольном сокращении фермерами объемов производства. Меры голубой корзины, так же, как и зеленой, исключаются из обязательств по сокращению, однако в России такие меры в настоящее время не применяются. В соглашении по сельскому хозяйству и приложениях к нему проблемы внутренней господдержки сельского хозяйства прописаны подробно. Сельское хозяйство России обеспечивает 3,7% ВВП и около 8% занятости населения. В соответствии с протоколом российской стороной был согласован уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей в размере 9 млрд долл. с последующим сокращением равными долями до 4,4 млрд долл. к 2018 году. В то же время согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы поддержка сельского хозяйства к 2020 году должна составить 15,7 млрд долларов. Так, по предварительным расчетам Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии, согласно Госпрограмме потребность в финансировании мер желтой корзины в 2017 г. составит 6,6 млрд долл. США, а разрешенный ее размер — лишь 5,4 млрд долл. США. Аналогичная ситуация сложится и в последующие годы. Необходимо отметить, что общий объем государственной поддержки АПК России, заложенный в бюджет 2012 г., составил около 181 454 млн руб., что составляет примерно 5,6 млрд долл. США. Таким образом, данный объем государственной поддержки не обеспечивает максимально допустимый уровень поддержки сельского хозяйства. Очевидно, что нынешний уровень господдержки ограничивается исключительно бюджетными возможностями. А если учесть, что финансирование осуществляется только при условии софинансирования из региональных бюджетов, то сумма выплат еще уменьшится. Так, по данным за девять месяцев 2012 года, как минимум десять регионов отказались от субсидий из федерального бюджета, предназначенных для поддержки села, на общую сумму в 4,8 млрд рублей. Следовательно, проблема не в том, что ВТО ограничивает объемы государственной поддержки мерами желтой корзины, а в том, что у нас не хватает средств на осуществление этой поддержки в полном объеме. Более того, большинство развитых стран давно осуществляют поддержку своих сельхозпроизводителей через программы зеленой корзины (доля мер зеленой корзины достигает 85%). В России с этими мерами дела обстоят значительно хуже. Нам еще предстоит научиться формулировать меры поддержки в терминологии зеленой корзины и переводить часть мер из желтой корзины в зеленую. Это тем более необходимо, что меры зеленой корзины стимулируют эффективное развитие сельского хозяйства, помогают ему применять инновационные технологии, готовить высококвалифицированные кадры и обеспечивать успешное развитие сельского хозяйства. Среди дополнительных возможностей расширения государственной поддержки сельского хозяйства можно отметить еще две: — поддержка малых и средних форм хозяйства, которая также не ограничивается соглашениями по ВТО. Российская государственная политика пока не защищает интересы данной группы предпринимателей: несмотря на наблюдавшийся в последние годы рост рентабельности агрохолдингов, рентабельность малых и средних предприятий в большинстве случаев оставалась отрицательной; — превысить лимит государственной поддержки села поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, — это относится к мерам зеленой корзины. В предварительном списке Минсельхоза РФ таких территорий едва ли не половина субъектов России. Зеленая корзина — это путь развития нашего сельского хозяйства и возможность дополнительного финансирования и привлечения инвестиций в его развитие. Однако не только в Москве, но и в регионах пока еще плохо понимают, что такое меры поддержки через зеленую корзину, и среди форм поддержки преобладают разработанные и профинансированные федеральным ведомством. По подсчетам экспертов, Россия в состоянии прокормить не менее полумиллиарда человек уже сегодня. Источник: birzha.ru
Сельхозпроизводители Сибири подводят итоги первого года в ВТО22 августа, Россия отсчитала первый год с момента вступления в ВТО. Но до сих пор не умолкают споры, а нужно ли было идти на столь рискованный шаг и как выжить в условиях всемирной торговой конкуренции. Эти вопросы стали темой обсуждения на секционном заседании «Перспективы реализации государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы», состоявшемся в рамках III Межрегионального агропромышленного форума «День сибирского поля-2013». Модераторами круглого стола выступили директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ Петр Чекмарев и вице-губернатор Алтайского края Александр Лукьянов. Субсидии съело топливо Никто не говорил российским аграриям, что в ВТО будет легко. Тем не менее государство обещало разработать и принять комплекс мер, которые защитят отечественные предприятия от конкуренции с ведущими иностранными производителями, предоставят всестороннюю поддержку, не выходящую, естественно, за рамки условий членства во Всемирной торговой организации. Все эти обещания уместились в Государственную программу развития сельского хозяйства до 2020 года, которая начала действовать с этого года и уже вызвала немало вопросов. В дискуссии приняли участие заместители глав сибирских регионов, региональные министры сельского хозяйства, руководители агропромышленных предприятий и ученые. — В программе появилось много новых механизмов господдержки, и, хотя еще рано давать окончательную оценку, в новой аграрной политике я вижу немало плюсов. Прежде всего, это большая свобода выбора для руководителей при распределении получаемых средств господдержки, что дает дополнительные стимулы для повышения экономической эффективности сельхозпроизводства. Нужно отметить и тот факт, что в этом году основная часть средств — более 60% от установленного лимита — была направлена сибирским аграриям вовремя, еще до начала посевных работ. И мы надеемся, что такая опережающая поддержка станет нормой, — на такой ноте начал свое выступление спикер краевого парламента, председатель координационного совета по сельскохозяйственной политике ассоциации «Сибирское соглашение», председатель комиссии Совета законодателей России Иван Лоор. То, что меры несвязанной поддержки — дело важное и нужное (в доказательство тому нынешняя весна, когда своевременно поступившие федеральные средства буквально спасли посевную кампанию), отметили все участники обсуждения. Однако, как было сказано, эффективность погектарных субсидий снижается на фоне постоянно растущих цен на ГСМ, минеральные удобрения и средства защиты. В этом году в рамках данного вида господдержки аграриям нашего региона было направлено 2,7 млрд рублей. Казалось бы, сумма немаленькая. Но в то же время только расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в условиях отмены льгот на топливо и роста цен на него составили в АПК края более 3 млрд рублей. Сельхозпроизводители Сибирского федерального округа уже давно подсчитали, что оптимальной суммой несвязанных выплат была бы сумма в 2 тысячи рублей на гектар (напомним, сегодня она в среднем 220 рублей). Не на всякое молоко Не меньше вопросов у участников дискуссии вызвала государственная программа и в части поддержки животноводческой отрасли. А именно механизм выделения из федерального бюджета субъектам РФ субсидий на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на литр (кг) реализованного товарного молока. В ряде регионов об этой мере господдержки отзываются положительно, ссылаясь на первый опыт. Однако аграриев настораживает тот факт, что, согласно закону, требования к качеству сырья с каждым годом будут ужесточаться, и уже через пару лет субсидии получат только те хозяйства, которые производят молоко не ниже высшего сорта с высокими показателями жирности и содержания белка. — Да, бороться за качество молока надо. Но не вполне оправданно, что субсидироваться будет молоко только высшего сорта. Алтайский край входит в тройку регионов по валовому производству молока, у нас производится каждая шестая тонна сыра в стране, и мы можем уверенно сказать, что сами переработчики не нуждаются в таком количестве молока высшего сорта, — высказался по этому поводу Иван Лоор. Эту точку зрения поддержали и другие участники заседания, отметив, что, с одной стороны, отечественная отрасль животноводства пока не готова соответствовать тем жестким требованиям, которые предъявляет государственная программа, с другой, с учетом возросшей конкуренции она просто не выживет без государственной поддержки. — Ситуация прогнозируемая. Оставшись без господдержки, хозяйства попросту вырежут скот, и никакими административными мерами мы на это повлиять не сможем. Почему прекратили строить новые животноводческие комплексы? Да потому что эти проекты очень дорогостоящие. Стоимость одного скотоместа превышает 100 тысяч рублей, и за 10 лет они себя не окупят. В то же время, если не вкладываться в реконструкцию и модернизацию, мы навсегда отстанем от Европы, потеряем не только рынок, но и животноводство. Импорт сливочного масла уже вырос на 85%, и основная причина тому — нехватка сырья для наших переработчиков, — отметил начальник департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области Олег Третьяков. Участники дискуссии высказали предложения не только сохранить субсидирование процентных ставок по инвестиционным проектам, но и увеличить сроки кредитования на строительство молочных и мясных комплексов до 15-20 лет, а также пересмотреть подход к господдержке молочного животноводства, взяв за основу поголовье КРС с учетом нормативных затрат на содержание скота. Также вице-губернатор Александр Лукьянов обратился к представителю Минсельхоза с просьбой — при распределении субсидий на молоко учитывать форс-мажорные обстоятельства. — Алтайский край и соседние регионы, пострадавшие от засухи, получается, будут наказаны дважды: сначала из-за недобора урожая, а на будущий год — за показатели в животноводстве. Но если мы не выполняем поставленных задач, то выпадаем из механизма субсидирования на молоко. Для нашего региона цена вопроса — 700 млн рублей, — заметил Александр Николаевич. Минсельхоз поддержал Дав возможность коллегам высказаться, директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза Петр Чекмарев заметил: — Согласен практически со всеми высказываниями и замечаниями. Готов подписаться и под продлением сроков инвестиционных проектов, и под увеличением лимитов на гектар, нет возражений и по другим вопросам. Но нужно понимать, что бюджет Минсельхоза ограничен тем лимитом, который установлен Министерством финансов. Когда разрабатывалась программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, мы просчитывали, что на ее реализацию необходимо 2,5 триллиона рублей. После оптимизации затрат Минфин представил цифру в 1,5 триллиона. Так что, думаю, резервы на увеличение лимитов программы есть. Нам нужно сформулировать коллективное обращение в адрес Правительства РФ и Минфина, в котором четко обосновать наши потребности. Однако установленные на 2013 год порядок и правила пересматриваться не будут. Возможно, с учетом опыта первого года работы на будущий год будут вноситься поправки. Источник: mk.ru |