Российская Федерация делает свою ставку на сельское хозяйство

На фоне того, что российская экономика находится в стагнации, а ситуация на нефтегазовом рынке нестабильна, когда Украина отказалась от покупок нашего газа, на Западе идет наступление сланцевой революции, а в Ираке увеличивается добыча нефти, необходимо обратить внимание на такую традиционную для России отрасль как сельское хозяйство.

Аграрный сектор - один из важнейших вопросов развития страны. Именно поэтому 26 ноября в Белгороде, а Белгородская область - один из главных сельскохозяйственных регионов России, пройдет аграрная секция Московского экономического форума (МЭФ), по итогам которого будет дополнен проект «Дорожной карты развития сельского хозяйства до 2020 года», рассказали Regions.ru в пресс-службе МЭФ.

Как отметил сопредседатель МЭФ Константин Бабкин, развитие аграрного сектора должно являться неотъемлемой частью стратегии экономического развития России. К сожалению, сегодня мы не обеспечиваем себя продовольствием. Полки магазинов и супермаркетов ломятся от иностранных продуктов. Импортная продукция уже превышает 70%. Огромные доходы от продаж уходят в карман иностранным владельцам сетей и производителям.

Баланс экспорта и импорта продовольствия находится в отрицательной зоне и продолжает увеличиваться: мы импортируем все больше и больше, производим все меньше и меньше. Разница между экспортируемой и импортируемой продукцией сельского хозяйства составляет 30 млрд долларов в год. Это огромные деньги, которые «утекают» из нашей страны, и огромные возможности, которые лишают миллионы наших людей работы на селе.

Важный аспект: условия конкуренции между российским и зарубежным производителем не равны в принципе. В частности, рентабельность в России втрое меньше чем в США, а уровень господдержки сельского хозяйства в России составляет 4,4 млрд долларов, что в 5,4 раза меньше чем в Америке (23,9 млрд долларов). Да, что уж там говорить, когда господдержка у нас меньше, чем у крошечной Швейцарии (5,8 млрд долларов) и в 33,5 раза меньше чем в Китае (147 млрд долларов). Без решения этой проблемы мы не сможем поднять наше сельское хозяйство.

Ключевые меры поддержки в рамках проекта «Дорожной карты развития сельского хозяйства до 2020 года» можно разделить на три основных блока. Это меры по развитию внутреннего рынка сбыта продовольствия, меры по стимулированию производства продукции и механизмы по развитию экспорта.

В частности, для развития экспорта необходима политическая поддержка. Все мы помним о «ножках Буша», когда Россия ограничила импорт американской курятины, и тут же с визитом по данной проблеме к нам вылетел вице-президент США. К сожалению, мы не знаем примеров, когда российские чиновники также лоббировали интересы отечественных фермеров. Наверно, именно по этой причине не только в глазах иностранцев, но и в глазах российских граждан есть мнение, что Россия может предложить только нефть, газ, лес и матрешки.

К сожалению, сегодня фермер не знает, что выращивать и производить, надеется на удачу – повезет, не повезет. Эксперты МЭФ уверены, что если государство будет планировать, фермер приобретет уверенность в завтрашнем дне. «Сегодня фермер тратит только на себя, поддерживает свое сосуществование, пока он не может качественно инвестировать в развитие. Если обеспечить ему достаточный уровень дохода, то он будет смелее инвестировать в бизнес на условиях прогнозируемости. Мы увидим более высокие темпы роста производства», - подчеркнул Константин Бабкин.

Сельское хозяйство достойно стать второй крупнейшей отраслью в России и практически сравняться с нефтегазовым сектором по доле в ВВП.

Каким вам видится будущее российского аграрного сектора? Станет ли сельское хозяйство крупнейшей отраслью в России? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.

Николай Харитонов, председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ:

- У нас есть все возможности восстановить свое сельское хозяйство, чтобы оно стало настоящей «золотой жилой», похлеще нефти и газа. Но для этого надо не мечтать, не заниматься пустыми разговорами, а проводить конкретную работу по поддержке отечественного сельхозпроизводства и российской деревни – на всех уровнях власти.

На сегодня 40 млн гектаров земель по всей стране выведено из сельхозоборота. Деревни, откуда уезжает все трудоспособное население, одна за другой исчезают с географических карт. Мы уже дошли до того, что завозим в страну 600 тысяч тонн пальмового масла, производя из него все, что угодно – от детского мороженого до хлебобулочных изделий! Наши аллергологи уже в открытую заявляют, что работы им в России хватит на 50 лет! Как говорится, дальше ехать некуда.

Российскому сельскому хозяйству необходима прежде всего реальная государственная забота и нормальная финансово-кредитная политика. Нужно создавать условия для достойной жизни, работы и зарплаты на селе. Только когда люди убедятся, что жить и работать на селе ничуть не хуже, а даже лучше, чем в городах, у нас может начаться процесс возрождения российской деревни.

Если кому-то из наших управленцев не хватает опыта и знаний в области развития аграрного сектора, пусть обращаются за примером к белгородскому губернатору Евгению Савченко. Вот кто молодец и умница! Это единственный губернатор в России, который с самого начала своего руководства регионом не распродавал земли направо и налево, а грамотно управлял ими, отдавая их только в аренду и только по назначению. В результате область вышла сегодня в лидеры по производству в стране сельскохозяйственной продукции.

Евдокия Бычкова, член Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция «Справедливая Россия»:

- Наше сельское хозяйство не то что может, а должно стать одной из передовых отраслей российской экономики. Мы просто обязаны добиться наполнения своего внутреннего рынка отечественной продукцией.

Буквально сегодня в Думе прошел «правительственный час», в ходе которого министр сельского хозяйства Николай Федоров приводил удручающие цифры. Из оборота на сегодня выведено более 40 млн гектаров пахотных земель. 70% овощей и фруктов мы завозим из-за рубежа, а объемы завозимой мясной и молочной продукции составляют, соответственно, 25 и 28%.

Между тем при грамотной аграрной политике Россия могла бы обеспечивать качественными продуктами не только свой собственный рынок, но и процентов 30 населения всего земного шара. Однако на поддержку сельского хозяйства в российском бюджете предусмотрены просто гроши – не больше 1% ВВП. Это в то время, когда многие другие страны тратят на свой аграрный сектор до 10%!

Наши сельхозпроизводители фактически брошены сегодня один на один со своими проблемами. Главные из них – высокие цены на электроэнергию, бензин, солярку, минеральные удобрения, а также огромный диспаритет между стоимостью сельхозпродукции и конечными ценами продуктов, которые устанавливаются торговыми сетями.

Считаю, что нам нужна новая аграрная политика. Она должна предусматривать такие программы по социальному развитию села и поддержке отечественных сельхозпроизводителей, которые привели бы нас к продовольственной безопасности – одному из главных условий выживания страны. У нас есть для этого и человеческие, и земельные, и природные, и финансовые ресурсы. Для их грамотного применения в целях возрождения в России сельского хозяйства нужна только определенная политическая воля.

Алексей Чернышев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Оренбургская обл). член ЕР:

- Будущее нашего аграрного сектора видится мне светлым. Правда, если мы сумеем решить три задачи: увеличим господдержку, производство животноводческой продукции и использование минеральных удобрений.

В соответствии с документами, подписанными при вступлении в ВТО, уровень поддержки государством нашего сельского хозяйства может доходить до 9 млрд долларов. На деле же помощь составляет порядка 4,5 млрд, так как в казне элементарно не хватает средств. В результате значительное число фермерских хозяйств, кооперативов испытывают трудности.

Проблемы у нас и с поголовьем крупного рогатого скота, которого недостаточно. Как следствие – приходится закупать мясо, молоко, сыр, хотя у нас есть все возможности не только обеспечивать себя этой продукцией, но и продавать ее за рубеж.

Еще один момент. В России достаточно пахотных земель, причем хорошего качества. Работать же надо над повышением плодородности почвы, больше использовать минеральных удобрений (сейчас очень мало применяем) для увеличения урожайности.

Хочу также вот на что обратить внимание. В последние два года негативные явления в АПК связаны, прежде всего, с погодными условиями: в одних регионах – засуха, в других - наводнение. В итоге того же зерна было собрано меньше прогнозируемого. Но это не значит, что сбор зерна провален – внутренняя потребность все равно обеспечена.

Константин Цыбко, зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Челябинская обл.):

- Сельское хозяйство в России, безусловно, не будет брошено на произвол судьбы, тем более вступление в ВТО значительно усложнило конкуренцию отечественных товаропроизводителей.

Нельзя также забывать и о проблеме продовольственной безопасности. Причем этот вопрос для России весьма актуален – как-никак на нашем рынке очень большая доля импортного продовольствия.

Что касается возможности для АПК стать второй крупнейшей отраслью нашей страны, то я бы не стал расставлять отрасли по местам. Мы должны развивать те направления, к которым у нас имеется историческая склонность, и которые можем наполнить своими кадрами. Например, в Советском Союзе были хорошо развиты машиностроение, энергетика. Как мне кажется, они напрашиваются в число крупнейших и претендуют на лидирующие позиции, однако повторюсь, по местам расставлять их не следует.

Антон Ищенко, член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция ЛДПР:

- Потенциально у России есть все шансы резко увеличить долю сельхозпродукции в отечественном ВВП.

Если рассматривать отдельно растениеводство, то больших проблем здесь нет, за исключением ограниченных возможностей наших сельхозпроизводителей в получении дешевых, «длинных» кредитов. Если обеспечить нормальное их финансирование со стороны банков, плюс государство помогало бы субсидировать процентные ставки в полном объеме, проблем с растениеводством не было бы вообще никаких. Тем более, что мы остаемся одним из крупнейших поставщиков пшеницы, масличных культур, на которые существует большой спрос со стороны ведущих западных стран.

Меня беспокоит состояние российского животноводства, как молочного, так и мясного. Думаю, государство уделяет ему недостаточное внимание. Мы до сих пор в больших объемах завозим мясо-молочную продукцию из-за рубежа, а вступление России в ВТО только усугубило ситуацию. Россия оказывается здесь не конкурентоспособна по ценам на конечную продукцию.

Серьезной проблемой остается ситуация с нашей комбикормовой промышленностью, которой не совсем ясно, кто занимается – то ли Минпромторг, то ли Минсельхоз. Сегодня все основные добавки, витамины и кислоты для кормов завозятся из-за рубежа, преимущественно из Китая. Между тем именно в этой промышленности заложены основные резервы снижения себестоимости конечной продукции. Поэтому для поднятия своего животноводства прежде всего нам нужно четко сформулировать, что такое комбикормовая промышленность, привязать ее к Минсельхозу и заниматься всемерным ее развитием.

Земли, ресурсы и научная база для этого развития у нас есть.

 

Источник: Крестьянские ведомости