"Химии - не жить" и другие новости ВТО.
Химии - не жить
Новая жертва вступления России в ВТО - химический комплекс страны. Минпромторг просит правительство спасти отрасль, неспособную на равных конкурировать с импортной продукцией ни по цене, ни по качеству
Москва. 5 апреля. FINMARKET.RU - Правительство выявило еще одну потенциальную жертву вступления в ВТО. Отсталые в технологическом плане предприятия химической и нефтехимической промышленности не выдержат конкуренции с импортом после либерализации торговли, пишет министерство промышленности и торговли в докладе (копия есть у "Финмаркета"), с предупреждением о возможном коллапсе отрасли. Минпромторг предлагает коллегам в правительстве определиться, нужно ли спасать химию. Если ответ будет утвердительным, то министерство предоставит калькуляцию необходимых затрат, которые обещают быть немаленькими.
Владимир Путин продолжает собирать жалобы от тех, кому вступление России в ВТО грозит катастрофой.
Попросили помощи через курирующие их министерства успели сельхозпроизводители, легкая промышленность. Путин лично обещал помощь российскому автопрому.
У химической промышленности стандартный диагноз для этой эпидемии "жертв ВТО": отрасль системно не инвестировалась более 20 лет, пишет Минпромторг, сроки эксплуатации большей части основных фондов составляют 20 лет и более, степень износа - около 50%, отдельного оборудования - 80%. Итог - низкая конкурентоспособность и высокая доля импорта: в 2011 году на него пришлась треть российского рынка. Доля вклада отечественной химической промышленности в ВВП составляет всего 1,5%, в Китае, к примеру, - 10%. При этом высокотехнологичные товары российского производства уступают зарубежным по цене и качеству.
Либерализация внешнеторгового режима, а это основной принцип ВТО, в условиях дефицита средств на модернизацию и роста тарифов естественных монополий обострит проблемы и ослабит позиции большинства производителей химической продукции.
Счастливчики. Крупные отраслевые компании, такие как "ЕвроХим", "ФосАгро", "Уралкалий", "Уралхим", "Акрон", значительную часть своей продукции поставляют на экспорт. Они в условиях ВТО могут даже выиграть, получив положительный эффект от устранения дискриминационных мер при реализации продукции за рубежом.
Неудачники. А вот мелкие и средние компании, ориентированные на внутренний рынок, могут не пережить либерализации. Всего таких предприятий в химическом комплексе 600 - все они малорентабельны из-за высоких издержек производства (устаревших энергозатратных технологий, высоких цен на сырье и логистику) и с трудом выдерживают конкуренцию с иностранными поставщиками даже при высоких пошлинах на импорт. Многие производители малотоннажной продукции - изделий из пластмасс, лакокрасочных материалов, резинотехнических изделий, товаров бытовой химии - будут вынуждены прекратить свой бизнес. Понятно, что выиграет потребитель, который сможет дешевле покупать качественные товары. Но министерство предлагает не убивать при этом собственную промышленность, а поддержать ее разрешенными ВТО способами.
Предложения Минпромторга:
Обеспечить сырьем и оборудованием: создать систему продуктопроводов от мест добычи до переработчиков, освободить предприятия от уплаты части налогов с прибыли, которая направляется на модернизацию и технологическое перевооружение, отменить пошлины на ввоз комплектного оборудования.
Субсидировать часть затрат на энергоносители, природный газ и железнодорожные тарифы. В Саудовской Аравии, формирующей мощный нефтехимический комплекс, для производителей этой продукции цена на газ в 4-6 раз ниже рыночной. В Китае энергоемкие химические производства получают скидку на электроэнергию в 75%. В России в себестоимости производства хлора ( сырья для производства важнейших химических и нефтехимических продуктов) затраты на энергетику составляют 30%.
Защитить производителей: принять технический регламент "О безопасности химической продукции", чтобы создать препятствия для низкокачественного импорта из Китая, субсидировать отечественный агропромышленный комплекс, "как емкого потребителя минеральных удобрений".
Поддерживать импортозамещающие проекты малого и среднего бизнеса: предоставлять земли и производственные площадки, принадлежащие государству, по низким арендным ставкам, субсидировать НИОКРы, предоставлять налоговые каникулы предприятиям, выпускающим инновационные продукты.
Конкретных сумм, в которые оценивается спасение очередной "жертвы ВТО" Минпромторг не называет. В докладе лишь указано, что если правительство сочтет нужным отрасль поддерживать, министерство обязуется подготовить все необходимые для этого нормативные документы.
Источник: http://www.finmarket.ru
Безопасность питания в ВТО: Понижающая гармонизация
По правилам ВТО национальное и местное законодательство должно быть “гармонизировано”, приведено в соответствие с международными нормами. И хотя предполагается, что эти международные нормы будут служить основой для национальных законодательств, любые местные законы, идущие дальше этих международных норм, объявляются барьерами, несправедливо препятствующими торговле. Поскольку разработка новых международных норм внутри ВТО определяется частным бизнесом, возникает неизбежная “понижающая гармонизация”.
Примером такой понижающей гармонизации является Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм (SPS) — набор правил и обязательств для реализации международных процедур санитарно-гигиенического контроля импортируемой продукции. Уже сам факт включения инспектирования продовольственного импорта и мер по обеспечению безопасности ввозимых продовольственных продуктов в соглашения ВТО означает, что они рассматриваются как потенциальные барьеры для продвижения интересов агробизнеса. Во введении упоминалось о том, что министр сельского хозяйства США выбрала процедуры санитарно-гигиенической инспекции и проверки безопасности продовольственных продуктов в качестве мишени, рассматривая их как барьеры для торговли. Соглашение SPS является инструментом как раз для устранения этих барьеров.
В частности, в октябре 1998 года ВТО вынесла решение в пользу США в их споре с Японией по поводу действующих в последней процедур санитарной инспекции и карантина для ввозимых в страну сельскохозяйственных продуктов, особенно фруктов. Было сделано заключение, что эти процедуры являлись нарушением Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм, несмотря на тот факт, что защита выращиваемых местными фермерами фруктовых культур от ввозимых извне болезней и вредных насекомых является важным вопросом, связанным с правами этих фермеров. Правительство США подало жалобу в ВТО и выиграло дело, действуя во имя интересов американского агробизнеса, стремящегося получить больший доступ на японский рынок. В результате, меры по проверке импортируемых продовольственных товаров были пересмотрены в сторону понижения существовавших санитарно-гигиенических норм и приведения их, таким образом, в соответствие с требованиями ВТО.
Эта понижающая “гармонизация” национальных санитарно-гигиенических норм и мер обеспечения безопасности импортируемых продуктов питания по условиям Соглашения SPS происходит систематически в период, когда кризисы безопасности продуктов питания становятся все более частым и масштабным явлением. Распространение коровьего губчатого энцефалита (“коровье бешенство”), учащение случаев заражения продуктов питания сальмонеллой, кишечной палочкой и токсическими веществами — вот лишь несколько примеров серьезных угроз жизни и здоровью, с которыми сталкиваются фермеры, работники сельского хозяйства и пищевой промышленности и потребители за последние годы. Эти кризисы подчеркивают острую потребность в более жестких и эффективных мерах санитарного контроля и обеспечения безопасности пищевой и сельскохозяйственной продукции. Необходимо устанавливать нормы безопасности на более высоком уровне и более жестко следить за их соблюдением. И в этой ситуации ВТО ведет нас в противоположном направлении, понижая нормы и объявляя жесткие санитарно-гигиенические меры незаконными. При этом ТНК во время этих кризисов ставили прибыль выше общественного здоровья, и поэтому в отсутствие государственного регулирования доверять им нельзя.
Международные нормы, лежащие в основе Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных норм, за соблюдением которого так рьяно следит ВТО, опираются на стандарты, разработанные Комиссией Codex Alimentarius, дочерней организацией FAO и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по разработке международных продовольственных стандартов, состоящей из представителей правительств и официальных советников из частного бизнеса. Комиссия Codex Alimentarius находится под сильным влиянием крупных продовольственных и агрохимических корпораций. Американские агропищевые ТНК принимают участие в заседаниях этой Комиссии и определяют позицию, которую занимают представители правительств. Транснациональная компания Monsanto, например, имеет в Codex Alimentarius огромное влияние. США выиграли в ВТО дело против запрета, введенного Европейским Союзом на импорт говядины, в производстве которой использовались гормоны, несмотря на обширную научную информацию, свидетельствующую о потенциально вредном воздействии на здоровье человека остаточных гормонов роста в говядине. Причиной такого исхода дела является то, что решение ВТО опирается на стандарты Codex Alimentarius, а фигурирующие в деле гормоны роста производятся компанией Monsanto. В результате прямого влияния ТНК на работу Комиссии Codex Alimentarius разрабатываемые стандарты весьма слабы и допускают использование вредных химикатов, запрещенных во многих странах. Например, Codex допускает остаточное содержание ДДТ в молоке, мясе и зерновых и разрешает использование ряда вредных для здоровья пестицидов, которые запрещены многими правительствами и классифицируются ВОЗ как крайне опасные. Новые международные стандарты ВТО по агрохимикатам — их планка ниже существующих стандартов многих стран — также основаны на стандартах Codex Alimentarius.
Эта проблема не ограничивается только безопасностью пищевых продуктов, она также касается и гигиены и безопасности труда рабочих, производящих эти продукты. Стандарты Codex Alimentarius в отношении безопасности продуктов питания снижают национальные стандарты, ограничивающие или запрещающие использование вредных химикатов. В этом смысле гармонизация не просто приводит национальные законодательства в соответствие с международными правилами торговли, она сводит на нет их значимость как инструмента оказания демократического давления на национальные правительства, надевая на них шоры конкретных обязательств и правил, предназначение которых — постоянно переделывать стандарты в угоду интересам частного бизнеса, прежде всего, ТНК.
(Отрывок из публикации IUF «ВТО и мировая продовольственная система», стр.17-19)
ВТО станет кладбищем российской промышленности
На сайте Министерства торговли США, сообщает ресурс «ВТО-информ», помещена интерактивная карта, на которой отмечен каждый (!) штат с указанием, какие его отрасли получат выгоду от вступления России в ВТО. Правительство России не располагает подобной информацией в отношении своих регионов и отраслей. И лишь сейчас, когда протокол о присоединении нашей страны к ВТО уже подписан и его осталось лишь ратифицировать нашим законодателям, до Минпромторга, Минсельхоза и других отраслевых ведомств начинает доходить, чем все это может обернуться.
Минпромторг, в частности, на днях внезапно обнаружил, что еще одной потенциальной жертвой вступления России в ВТО вполне может стать химический комплекс страны. И ведомство спешно просит правительство спасти отрасль, неспособную на равных конкурировать с импортной продукцией ни по цене, ни по качеству.
Отсталые в технологическом плане предприятия химической и нефтехимической промышленности, поясняет министерство в докладе, копия которого оказалась в распоряжении информагентства, не выдержат конкуренции с импортом после либерализации торговли, что грозит возможным коллапсом отрасли. У российской химической промышленности стандартный диагноз для всех отраслей – потенциальных жертв ВТО. Отрасль системно не инвестировалась более 20 лет, пишет Минпромторг, сроки эксплуатации большей части основных фондов составляют 20 лет и более, степень износа – около 50%, отдельного оборудования – 80%. Итог – низкая конкурентоспособность и высокая доля импорта: в 2011 году на него пришлась треть российского рынка. Доля вклада отечественной химической промышленности в ВВП составляет всего 1,5% (в Китае, к примеру, – 10%), при этом высокотехнологичные товары российского производства уступают зарубежным по цене и качеству.
Либерализация внешнеторгового режима (а это – основной принцип ВТО) в условиях дефицита средств на модернизацию и роста тарифов естественных монополий обострит проблемы и ослабит позиции большинства производителей химической продукции, указывает ведомство. Крупные отраслевые компании, такие как «ЕвроХим», «ФосАгро», «Уралкалий», «Уралхим», «Акрон», значительную часть своей продукции поставляют на экспорт. В условиях ВТО они могут даже выиграть, получив положительный эффект от устранения дискриминационных мер при реализации продукции за рубежом. А вот мелкие и средние компании, ориентированные на внутренний рынок, могут не пережить либерализации. Всего таких предприятий в химическом комплексе страны 600 единиц. Все они малорентабельны из-за высоких издержек производства (устаревших энергозатратных технологий, высоких цен на сырье и логистику) и с трудом выдерживают конкуренцию с иностранными поставщиками даже при высоких пошлинах на импорт. Многие производители малотоннажной продукции – изделий из пластмасс, лакокрасочных материалов, резинотехнических изделий, товаров бытовой химии, – будут вынуждены прекратить свой бизнес, предупреждает Минпромторг.
Министерство предлагает правительству не убивать отрасль, а поддержать ее разрешенными ВТО способами, но для начала просит вообще определиться, нужно ли спасать химию. Если ответ будет утвердительным, то Минпромторг готов предоставить калькуляцию необходимых затрат, которые обещают быть немаленькими.
Честь бы и хвала Минпромторгу за такую заботу о российской химии, если бы он принялся бить в колокола не сейчас (и не только по поводу химии, но и почти всех других подведомственных ему отраслей, которые ждет аналогичная участь), а тогда, когда Минэкономразвития еще только вело переговоры о вступлении России в ВТО. Неужто отраслевики не знали, в какую засаду их влекут «реформаторы» из ведомства Грефа – Набиуллиной? Или боялись высказаться против, зная, что высшее руководство страны тоже всецело поддерживает присоединение России к ВТО? Так что сейчас все эти авральные попытки подстелить соломку выглядят как-то, мягко говоря, запоздало.
Но отвечать-то за неизбежный крах многих отраслей (и в т. ч. за неминуемые социальные последствия в виде резкого всплеска безработицы) придется как раз отраслевикам. Именно они будут определены руководством страны крайними и названы виновными. Вот Минпромторг, Минсельхоз и прочие отраслевые ведомства и забеспокоились.
А спасать теперь придется, по сути, всю Россию – за редким исключением. Что ни день, то представители все новых отраслей и регионов начинают осознавать, к каким катастрофическим последствиям приведет нашу страну ВТО.
Не так давно, напомним, Владимир Путин проводил совещание в Минсельхозе, на котором правительство вроде бы определилось с мерами поддержки отечественного агропромышленного комплекса. И что же? Аграрии поняли, что этих мер по крайней мере явно недостаточно для спасения АПК. Это стало ясно по итогам прошедших в обеих палатах российского парламента – Государственной Думе и Совете Федерации – мероприятиях, в которых приняли участие представители Ассоциации «Росагромаш». В Госдуме, сообщает «ВТО-информ», 3 марта состоялось заседание научно-экспертного совета при Комитете ГД по аграрным вопросам, а в Совете Федерации 4 марта прошел круглый стол на тему «Об отмене поправки Джексона – Вэника в контексте вступления России в ВТО».
Налагаемые на Россию обязательства по ВТО серьезно ограничивают уровень разрешенной государственной поддержки сельскому хозяйству (до $4,4 млрд), и экспорту, заявили участники научно-экспертного совета, представлявшие интересы аграриев. По мнению директора Росагромаша Евгения Корчевого, от вступления России в ВТО в большей степени пострадают сельское хозяйство и машиностроение, а среди регионов – Алтайский и Краснодарский края, Тамбовская и Ленинградская области, Республика Дагестан. «Даже такие традиционно развитые аграрные регионы, как Мордовия, Белгородская область и Ставропольский край, ждут существенные экономические потери», – заявил он. Мнение руководства Росагромаша разделил и директор подмосковного ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин, который заметил: «Мы видим, что В.Путин переживает, но мы ВТО не переживем».
Что же касается обсуждения в Совете Федерации перспектив отмены Соединенными Штатами дискриминационной по отношению к России поправки Джексона – Вэника, то президент Росагромаша Константин Бабкин обратил внимание на экономическую составляющую данного вопроса. В случае отмены поправки (что, кстати, маловероятно) выгоду от вступления в ВТО в первую очередь получат США, считает глава Росагромаша. О намерениях США красноречиво свидетельствуют слова американского сенатора Макса Бокуса: «Вступление России в ВТО – это подарок для американских предприятий, рабочих, фермеров и владельцев ранчо… Принятие PNTR (permanent normal trade relations – постоянные нормальные торговые отношения; так в Штатах с 1998 года называется режим наибольшего благоприятствования. – Прим. KM.RU) с Россией является односторонним соглашением, которое приносит пользу американским рабочим и предприятиям и не требует от них ничего взамен… Соединенные Штаты не будут в дальнейшем обязаны открывать свой рынок для России. Мы не снизим ни одного из наших тарифов и не внесем ни одного изменения в наши законы торговли».
Спрашивается: зачем тогда сломали столько копий наши власти, чтобы выторговать у США путем таких грандиозных уступок, как присоединение к ВТО, этот самый режим PNTR? Тут отечественная промышленность того и гляди загнется, бунты голодных безработных начнутся – а наши власти всё о торговле с США пекутся…
Тем временем депутаты Государственной Думы, которым вскоре предстоит утвердить или отвергнуть протокол о присоединении РФ ко Всемирной торговой организации, на своем сегодняшнем заседании приступили к обсуждению проекта парламентского запроса ко главе правительства Владимиру Путину, в котором содержится просьба «дать объективную оценку последствий вступления РФ в ВТО и возможным компенсациям различным отраслям российской экономики потерь от вступления в эту организацию». О своем нежелании поддерживать этот документ заявила только фракция единороссов. Возможно, вопрос о ВТО будет поднят в парламенте и завтра, когда премьер-министр страны (он же – без пяти минут президент) будет выступать там со своим последним отчетом о работе правительства.
Но в Европу российскую пшеницу не пускают.
Российские производители зерна считают, что нынешние условия вступления России в ВТО не смогут способствовать активному развитию зернового экспорта страны. Об этом на заседании экспертного совета ФАС России по вопросам АПК заявил Сергей Балан, президент Национальной ассоциации союза экспортеров сельскохозяйственной продукции, пишет газета «Известия».
По словам Балана, рынок европейских стран, который является наиболее интересным для российского экспорта зерна, даже при вступлении страны в ВТО останется для нас закрытым. Поскольку, согласно сегодняшней договоренности России с Европейской комиссией, при вступлении России в ВТО ЕС сохраняет квоту на ввоз зерна из России на уровне квот для третьих стран. «ЕС для нас — колоссальный рынок сбыта, и я считаю, что наши представители Минэкономразвития должны начать переговоры о том, чтобы квоты на ввоз зерна в страны ЕС при вступлении России в ВТО были сняты», — заявил Сергей Балан.
По словам председателя Экспертного совета по развитию конкуренции в агропромышленном комплексе при Федеральной антимонопольной службе Андрея Цыганова, все эти замечания будут оформлены и направлены на рассмотрение в правительство и в делегацию по вступлению России во Всемирную торговую организацию.
Сегодня в EC действует тарифная квота на ввоз зерна со средним и низким содержанием протеина из стран Восточной Европы — примерно 2 млн 350 тыс. т, фактически она распространяется на три страны — Россию, Украину и Казахстан. Согласно достигнутой договоренности, эта мера сохраняется и при вступлении России в ВТО. Тогда как потенциально Россия при хорошем урожае может вывозить в ЕС до 5 млн т зерна. Эксперты называют условия соглашения по вступлению России в ВТО односторонними и пеняют на недостаточно жесткую позицию российской стороны в отстаивании своих интересов. Той же Украине на этапе переговоров с Европейской комиссией по заключению соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС удалось договориться о получении индивидуальной страновой квоты, расширив возможности экспорта украинского зерна в ЕС.
Вступление в ВТО не поможет и развитию российского зернового экспорта на азиатском рынке, где нашими импортерами могут стать Китай, Индонезия, а также Япония, которая ежегодно импортирует около 7–8 млн т зерна. На этот раз причиной является слабая транспортная инфраструктура — недостаточное количество торговых портов на юге страны и отсутствие зерновых терминалов на Дальнем Востоке. В то же время на рынке Бразилии, которая является одним из крупнейших импортеров зерновой продукции, российское зерно не сможет конкурировать по цене с продукцией из Аргентины и США.
Между тем потенциал для развития зернового экспорта у России достаточно высок. По результатам прошлого года в стране было произведено 94 млн т зерна и порядка 23 млн т урожая было отправлено на экспорт. В этом году, по прогнозам экспертов, в России также ожидается хороший урожай.
В конце 2011 года наша страна подписала протокол о вступлении в ВТО, который должен быть ратифицирован в течение 220 дней. То есть до конца 2012 года договоренности по вступлению должны вступить в силу.
Источник: КМ