Капровый жук в партии индийского риса грозит ограничением поставок
Переговоры состоялись по инициативе Россельхознадзора. Заместитель руководителя Россельхознадзора Алексей Сакурин выразил крайне серьезную обеспокоенность в связи с отсутствием реакции со стороны Минсельхоза Индии на обнаружение Россельхознадзором три месяца тому назад карантинного для России опаснейшего вредителя хлебных запасов, капрового жука, в партии индийского риса.
Алексей Саурин особо подчеркнул, что никаких действий по исправлению ситуации индийской стороной не предпринято, несмотря на трехкратное письменное обращение Россельхознадзора с просьбой о предоставлении действенных гарантий относительно фитосанитарной безопасности растительных грузов, предназначенных для российского рынка. В минувшем году помимо капрового жука в 9 случаях выявлялись и другие карантинные объекты. При уничтожении или возврате зараженной продукции отечественный бизнес нес ощутимые убытки.
В сложившейся ситуации, отметил Алексей Саурин, Россельхознадзор считает необходимым ввести временные ограничения на поставки в Россию из Индии риса и арахиса. Ограничения вступят в действие 19 февраля текущего года.
Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт встретился с первым замминистра аграрной политики и продовольствия Украины Иваном Бисюком
Встреча состоялась по взаимной договоренности. Иван Бисюк ознакомил Сергея Данкверта с изменениями в системе контрольно-надзорной деятельности, созданной для осуществления государственных полномочий в области обеспечения продовольственной, биологической и пищевой безопасности. Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины, осуществляющая весь контроль пищевой продукции по принципу «от поля до прилавка», включила в себя все необходимые подразделения ранее существовавших автономно контрольных служб. При этом произошло сокращение расходов на поддержание отдельных направлений при сохранении их полной работоспособности. Так, реорганизация позволила сократить число санитарных врачей с 53 тысяч человек до 29 тысяч. Передача функций единой службе проводится планомерно, в соответствии с национальным планом действий. В настоящее время создана рабочая группа по внедрению системы ХАССП, которая обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов в любой критической точке процесса производства, хранения и реализации продукции, в которой могут возникнуть ситуации, связанные с риском загрязнения или заражения продукции. В стране уже внедрена система индивидуальной идентификации продуктивных животных, планируется введение систем унифицированной маркировки и прослеживания продукции.
Большое внимание на встрече было уделено вопросам обеспечения безопасности продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, в международной торговле. В частности, Иван Бисюк заметил, что Украина предъявила к крупнейшему для нее поставщику мяса, Бразилии, те же требования относительно отсутствия в нем рактопамина, что и Россия. Помимо этого, как и Россия, Украина планирует провести проверки бразильских предприятий-поставщиков. Сергей Данкверт и Иван Бисюк согласились в целесообразности координирования действий и методологии при проверках бразильских предприятий. В настоящее время Бразилия, как известно, поставляет на украинский рынок 170 тысяч тонн свинины в год. Стороны также отметили опасность того, что после введения временных ограничений на поставки американской мясной продукции в Россию, могут осуществляться попытки поставок мяса, загрязненного рактопамином, из США на Украину. Сергей Данкверт пояснил, что США остались единственной страной, отказавшейся выполнять требования российского законодательства по обеспечению безопасности пищевой продукции. В таких условиях Россельхознадзор не мог не принять мер по защите интересов потребителя продукции и отечественного бизнеса.
Помимо этого, Сергей Данкверт и Иван Бисюк выразили серьезную озабоченность в связи с бесконтрольным и стремительным распространением болезни, вызываемой вирусом Шмалленберг, по территории Евросоюза. Это стало возможным вследствие некомпетентного решения руководства общеевропейской ветеринарной службы, не ограничившего перемещения животных из пораженных регионов и не требующего оповещения при возникновении новых вспышек заболевания. Все это резко ударило по торговле Таможенного союза и Украины с Евросоюзом, заблокировав возможности поставок живых животных, включая племенные. Положение осложняется отсутствием системы возврата больных животных в страны Евросоюза.
Сергей Данкверт также остановился на вынужденных мерах по ограничению поставок животноводческой продукции из трех федеральных земель Германии. Причиной введения ограничений на поставки мясных продуктов явилось несоблюдение требований Технического регламента на молочную продукцию, на поставки готовой мясной продукции — отсутствие системы прослеживания, что приводит к использованию сырья с предприятий, не допущенных к поставкам в страны Таможенного союза. В структуре федеральной ветеринарной службы Германии отсутствуют подразделения, способные проверить работу ветеринарных служб земель, муниципалитетов или предприятий. К тому же, в отношении экспортируемой из Евросоюза продукции, отсутствует ветеринарный контроль на границе.
Сергей Данкнверт также уведомил Ивана Бисюка, что в ближайшее время планируется обсудить результаты последней инспекции украинских предприятий, заинтересованных в поставках продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, на территорию Таможенного союза, с представителями компетентных служб Белоруссии и Казахстана.
Минфину предложено вернуть в госпрограмму АПК 40 млрд рублей
Министр сельского хозяйства Николай Федоров намерен добиваться от государства дофинансирования АПК в размере 42,2 млрд руб. только в рамках весенней корректировки бюджета. Об этом он заявил на совещании у Дмитрия Медведева "О ситуации на рынке зерна и подготовке к весеннему севу". Минфин, в июле прошлого года на 40% урезавший финансирование госпрограммы развития АПК до 2020 года, пока запросил у Минсельхоза детальное обоснование новых расходов в увязке с госпрограммой — однако профильный вице-премьер Аркадий Дворкович запрос Минсельхоза фактически поддержал.
Описание своих финансовых аппетитов Николай Федоров начал с малого, для начала назвав цифру 15 млрд руб., необходимых животноводам для компенсации части затрат на производство молока, мяса и яиц. Свою просьбу министр объяснил засухой, которая привела к низкому урожаю зерна и высоким ценам на корма. Когда почти все присутствовавшие на совещании у премьера согласно покивали головами, он добавил еще 7,2 млрд руб. на субсидирование краткосрочных кредитов для проведения весеннего сева. И здесь аргументация господина Федорова была железной: средства необходимы, чтобы не сорвать посевную и выйти на запланированный урожай в размере 95 млн тонн.
Не услышав возражений, министр продолжил, предложив дополнительно направить на погектарные выплаты 5 млрд руб. (госпрограммой развития АПК уже предусмотрено 15,2 млрд руб.), 10 млрд руб.— на субсидирование инвесткредитов для технологической модернизации АПК и еще 5 млрд руб.— на покрытие не выполненных в прошлом году федеральных обязательств по субсидированию кредитов. Общую цифру своих финансовых требований Николай Федоров не оглашал, ее подсчитал Дмитрий Медведев, все это время скрупулезно фиксировавший "ценовые предложения" главы Минсельхоза. "Правильно я понимаю, что 15 млрд руб.— на корма, 15 млрд руб.— на погектарную поддержку?" — уточнил премьер. "С разбивкой — да",— подтвердил господин Федоров. "Итого 42 млрд руб.,— сосредоточенно произнес премьер.— Спасибо. Я услышал".
Впрочем, то, что речь идет о выделении дополнительных 42 млрд руб., не предусмотренных бюджетом ни в какой форме, услышал и оценил не только Дмитрий Медведев. Присутствовавший на совещании заместитель министра финансов Андрей Иванов дал это понять в отведенные ему для выступления пять минут. "Мы в сложной ситуации, поскольку заявлены дополнительные бюджетные ассигнования",— сразу обозначил он свою позицию. Далее представитель Минфина добавил, что в Минфине уже лежат заявки от Минсельхоза на дополнительные 10 млрд. руб. для Росагролизинга и еще на 40 млрд руб.— на докапитализацию Россельхозбанка. "Согласившись с этими требованиями, мы создадим прецедент. До этого ни одна отрасль не дофинансировалась в объеме почти 50% от запланированного бюджетом",— заявил Андрей Иванов. Контраргументы Минфина Дмитрий Медведев тоже услышал. Напомним, на финансирование госпрограммы развития АПК на 2013 год за счет бюджета предусмотрено 158,9 млрд руб.— и запрошенные Минсельхозом 90 млрд руб. действительно превышают 50% этой суммы.
Судя по всему, ко вчерашнему совещанию глава Минсельхоза готовился последние полгода. Как уже сообщал "Ъ" (см. "Ъ" от 16 июля 2012 года), летом 2012 года на аналогичном совещании Минфин на 40% урезал общее финансирование госпрограммы развития АПК, на реализацию которой до 2020 года только вступивший в должность министра Николай Федоров просил 2,5 трлн руб. В итоге госпрограмму "уценили" до 1,5 трлн руб. Если разделить дисконт Минфина на годовое финансирование АПК до 2020 года, то в 2013 году на аграриев государство должно было потратить на 105,9 млрд руб. больше. Эта цифра вполне сравнима с объемом сверхбюджетного финансирования в объеме 90 млрд руб., которая была оглашена в ходе совещания.
И судя по реакции Дмитрия Медведева и Аркадия Дворковича, эти средства Минфину придется изыскивать. Выделение дополнительных средств Россельхозбанку уже одобрено, а просьбу Николая Федорова о новых 42 млрд руб. вице-премьер Аркадий Дворкович скорректировал до 40 млрд руб. и в целом согласился. Дмитрий Медведев, подводя итоги совещания, отметил: "Государство только настраивает этот механизм (имеются в виду новые схемы господдержки, предусмотренные в рамках госпрограммы.— "Ъ"), и мы должны таким образом компенсировать недостающее, чтобы это не сказалось на результатах". И поручил подготовить соответствующие предложения в трехдневный срок.
Источник: kommersant.ru
В Минсельхозе России приступили к подготовке национального доклада о результатах Госпрограммы 2008-2012
В Минсельхозе России состоялось заседание рабочей группы по подготовке национального доклада о ходе и результатах реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.
В совещании приняли участие заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Юрьев, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук Иван Ушачев, а также представители Росстата, ведущих аграрных научно-исследовательских институтов, Россельхозбанка, Росагролизинга и департаментов Минсельхоза России.
Отметим, что для формирования национального доклада распоряжением аграрного ведомства были утверждены план его подготовки и рассмотрения, состав рабочей группы, а также ответственные лица за каждый из его разделов.
Выступая на совещании, Дмитрий Юрьев сообщил, что в этом году национальный доклад будет содержать информацию не только о ходе и результатах реализации Госпрограммы в предыдущем году, но и об итогах пятилетки 2008-2012, а также оценку готовности подотраслей сельского хозяйства к условиям ВТО. «По итогам проведенного анализа будет сделан прогноз развития отрасли АПК на предстоящий год и при необходимости будут выработаны предложения о корректировке действующей Государственной программы на 2013-2020 годы», – уточнил заместитель министра.
В ходе совещания участники обсудили организационные и содержательные вопросы, связанные с подготовкой доклада. Был уточнен состав рабочей группы, в которую включены представители Россельхозбанка и Росагролизинга как соисполнители Госпрограммы на 2013-2020 годы, сроки рассмотрения разделов на ее заседаниях.
В Минсельхозе России обсудили новую редакцию законопроекта о семеноводстве
В Минсельхозе под руководством директора департамента растениеводства, химизации и защиты растений Петра Чекмарева состоялось совещание по обсуждению редакции проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О семеноводстве“ и некоторых других законодательных актов Российской Федерации. В мероприятии приняли участие представители Россельхозакадемии, отраслевых научно-исследовательских институтов, союзов и ассоциаций, пишет Agro.ru.
В ходе совещания обсуждены основные аспекты указанного проекта федерального закона, касающиеся важнейших вопросов управления отраслью семеноводства: особенности проведения сортоиспытаний, ведения Каталога сортов и гибридов растений Российской Федерации (в настоящее время — Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию), требования к производителям семян и другие.
После данного обсуждения проект федерального закона будет доработан, размещен на сайте министерства в разделе „Независимая экспертиза“ и направлен в установленном порядке на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти»