Карантин против коррупции
Минсельхоз создает конкуренцию в фитосанитарном контроле
Контроль над перемещением растительной продукции по территории страны и через ее границы будет реформирован. Чтобы снизить коррупционную нагрузку на аграрный сектор, государственный надзор дополнят конкуренцией со стороны бизнеса. Бизнес отмечает нерешительность чиновников при устранении административных барьеров.
Правительство вчера одобрило для внесения в Госдуму проект закона «О карантине растений». Он должен прийти на смену действующему с 2000 года закону. Необходимость полностью переписать документ объясняется недовольством как предпринимателей, так и чиновников ФАС и арбитражных судей в связи с чрезвычайно высокими коррупционными рисками фитосанитарного контроля. Решить проблему пытаются за счет допуска негосударственных лабораторий к проведению исследований, формирования закрытых списков документов, которые можно запрашивать при контроле, и установления предельных тарифов на обязательные услуги, прибегать к которым бизнесу приходится по настоянию контрольных органов.
Действующий закон «чрезвычайно запутан, набит лазейками, через которые гребли деньги с предприятий, хранящих и перерабатывающих зерно», утверждает заведующий лабораторией санитарной охраны ВНИИ зерна Россельхозакадемии Геннадий Закладной. Но и новая версия может оказаться «западней». В частности, Закладной обращает внимание, что в тексте появилось понятие «профилактическое обеззараживание». В ряде случаев контрольные органы смогут обязать его проводить и даже установить периодичность таких мер. Неправильным такой подход считает и вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин: «Наказывать собираются не за наличие карантинных объектов, а за сам факт непроведения профилактических мероприятий».
В законе нет ответственности надзорной службы за пропуск на территорию России вредных организмов. «Пытаются обязать все делать самого владельца продукции, а себе оставить только контроль над ним», — возмущается Корочкин. После десятилетия либерализации, когда с 2001 года отменили лицензирование, а с 2007 года — необходимость получения санитарно-эпидемиологических заключений, законопроект возвращает аккредитацию экспертных и дезинфекционных компаний. «Это уловка, чтобы монополизировать работы в пользу каких-то своих лабораторий», — подозревает Закладной.
«У Россельхознадзора и Минсельхоза есть понимание проблем в отрасли, и они активно ведут работу по противодействию коррупционным схемам», — объясняет вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. По его словам, на решение проблем и направлен новый закон. На это надеются и в ОПОРЕ. Но Корочкин обращает внимание, что масса проблем сейчас создается не законом, а подзаконными актами и, кроме того, самим правоприменением.
Для наведения порядка пытаются использовать централизацию функций фитосанитарного надзора. Сейчас соответствующие структуры Россельхознадзора подчинены региональным властям. «В результате рынок у нас один, а регулирование в каждом регионе свое, — отмечает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. — Нам нужна сильная общефедеральная служба».
Новый закон не решает всех проблем, уверен Корочкин. «Он устанавливает, что продукция, выпущенная в свободный оборот контрольными органами, не нуждается в карантинных сертификатах при перевозке по территории страны, — говорит эксперт о главной положительной новации. — Но в нем есть и спорные положения, которые можно устранить при втором чтении».
Андрей Сусаров, «Московские новости».