Первая тяжба Китая или как и кому Россия отдала свои рынки.

На днях исполнился год с момента вступления России во Всемирную торговую организацию. Ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов в статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», рассуждает о том, какие плюсы и минусы дало стране членство в этой международной структуре и что произошло в результате с рядом ключевых отраслей российской экономики. 

БОЛЬШОЙ СРОК

10 июля 2012 года Госдума РФ приняла закон, оформляющий членство России во Всемирной торговой организации (ВТО), неделей спустя этот закон был одобрен Советом Федерации, и еще через пару дней президент Владимир Путин его подписал. Путь в ВТО был открыт, завершился переговорный процесс, длившийся без малого 18 лет. Прошел год – самое время подвести первые итоги этого воистину эпического деяния. 

Вообще говоря, 18 лет – очень большой срок. За это время человек вырастает из беззубого карапуза во вполне взрослого и дееспособного парня или девицу. Разговоры что "вот-вот вступим" и "уже почти все уже уговорено" шли, на моей памяти, еще с 2004 года. Но каждый раз что-то мешало достижению итогового благолепия: сначала это было интеллектуальное пиратство (для борьбы с которым отдельно приняли IV часть ГК), затем высокие импортные пошлины, на смену пришло польское мясо, аграрные субсидии, запреты на грузинское и молдавское вино, боролись с финнами за лес-кругляк, воевали за поставки грузинской минеральной воды. Реальным успехом это все увенчалось лишь в декабре 2011 года, когда сформированная рабочая группа переговорщиков внезапно объявила об успехе. 

Действительно, пока весь мир находился на траектории роста, многие страны стремились присоединиться к нему, и ВТО было такой дорогой, сулящей удешевление импорта, получение доступа на внешние рынки и так далее, фактически, углубление уровня разделения труда с соответствующими выгодами. Но мир изменился, на огонек заглянул нынешний кризис, и, внезапно, критическое значение приобрело сохранение доступа к рынкам сбыта. Начались валютные войны, имеющие целью через уменьшение стоимости своей валюты простимулировать своих экспортеров и удорожить импорт. В этой связи получение доступа к не то чтобы очень крупному, но все же существенному российскому рынку в 140 млн. потребителей превратилось в весьма интересное дело. Технически, понятно, доступ был и ранее, РФ вполне открыта для внешней торговли. Но, как и всякая страна, РФ имела свои пошлины на импорт, и уменьшить их, связать договором, укрепляя таким образом доступ на рынок РФ, стало весьма желательно. Эта задача упрощалась тем, что РФ уже много лет сама стремилась в ВТО. И раз так – то к чему много слов? Договор был оперативно подписан. На самом деле, есть существенные основания предполагать, что на Грузию, которая в переговорах уступила последней, оказали давление США. Отношения между РФ и Грузией после Пятидневной войны 2008 года были крайне тяжелыми, и достигнуть успеха в таких переговорах было бы весьма затруднительно для любой, сколь угодно умелой дипломатии. Тем не менее общие точки были найдены. И реальная причина здесь в том, что в мировой экономике кардинальнейшим образом за эти 18 лет изменилась ситуация, и именно это сыграло ключевую роль во вступлении РФ в ВТО. 

И вот тут-то все и началось. 

СМЕШНО ИЛИ ГРУСТНО?

Всю первую половину 2012 года эксперты ломали копья по поводу достигнутых договоренностей, обсуждая их выгодность или же невыгодность для страны. Уже тогда были видны вероятные больные точки – так, пошлина на ввоз живых свиней уменьшалась, согласно договоренностям, с 40% до 5%. Это немедленно отразилось на ситуации в отрасли, к примеру, существовал проект строительства огромного свинокомплекса в Челябинской области, предполагались инвестиции в размере 20 млрд. рублей. Проект этот был свернут после новостей о таком вот восьмикратном снижении пошлин. 

Можно также вспомнить конгресс "Открытая Россия: от Единого экономического пространства к Евразийскому Союзу", проходивший в Москве 28 февраля 2012 года. Обсуждения вокруг ВТО были одной из центральных тем того конгресса. Мне запомнился круглый стол, посвященный вступлению РФ в ВТО, и выступления на нем двух ораторов. Один из них был из Торгово-промышленной палаты (ТПП), откуда другой, увы, уже не припомню, но оба они говорили об одном и том же: "вот, мммда, вступили, вот условия, ммммм, не очень, и мы, ммм, будем придумывать, что же делать дальше". Иначе говоря, отечественные бизнес-чиновники были изрядно шокированы "качеством" достигнутых договоренностей. 

Еще одну попытку не допустить одобрения договоренностей парламентом сделал глава "Ростсельмаша" Константин Бабкин. Продукция его завода вполне на равных конкурирует с западными аналогами, не уступая им по качеству и характеристикам. Договор о вступлении в ВТО сулил проблемы заводу из-за западных субсидий своим фермерам на обновление техники (понятно, что те же немцы возьмут при обновлении свои же, немецкие машины) и, соответственно, захвата российского рынка бывшей в употреблении западной техникой. Бабкин хотел организовать референдум, на который должен был быть вынесен вопрос о вступлении в ВТО. Ему было отказано с формулировкой, мол-де, отсутствует адекватный официальный перевод соглашения, а значит, мнение народа может быть искажено. 

А дальше вышло очень смешно – кабы не было грустно. Отсутствие того самого официального перевода не помешало парламентариям одобрить договоренности законом, а Путину – его подписать. Тем не менее, положительный эффект был (хотя и выглядело это по ведомству шизофрении) – немедленно после подписания власть принялась судить да рядить на тему "вот вступили мы в ВТО, и как бы нам снизить ущерб от вступления". Экий цирк. Тогда же и выяснилось, что за все эти годы никто не удосужился даже в принципе озаботиться задачей подготовки корпуса юристов, которые были бы сведущи в международной практике и нормах ВТО и могли бы отстаивать позицию РФ в суде ВТО в случае торговых споров. 

ПЕРВАЯ ТЯЖБА 

Дальнейшие события пошли по пути, предсказанному весной 2012 года. Осенью начался резкий рост импорта в РФ, импорт различных продуктов питания вырос за сентябрь-ноябрь 2012 года на 10 - 33,5%, конкретно вырос импорт говядины, свинины, молока и сливок, сливочного масла, сыров. Затем ситуация с импортом более-менее устаканилась. Были приняты и некоторые меры господдержки, самым известным из которых стало введение утилизационного сбора на импортируемые автомобили, мера эта была призвана помочь в конкурентной борьбе отечественным автостроителям, не только насквозь родным ВАЗу и ГАЗу, но и западным заводам на территории РФ, собирающим иномарки. Это уже тогда вызвало недовольство Запада ("Россия осмеливается защищать свой рынок"), что нашло отражение в риторике генерального директора ВТО Паскаля Лами, который в январе 2013 года на Гайдаровском форуме заявил, что "Россия уже пять месяцев как в ВТО, и у нее нет права решать, какие обязательства выполнять, а какие нет". Отметилась также и глава МВФ Кристин Лагард, сказав что не понимает, зачем вообще России вступление в ВТО, никакой выгоды она в этом не видит. Действительно, основной смысл ВТО в проникновении на новые рынки и в удешевлении импорта. Но продаваемые углеводороды, составляющие 3/4 нашего экспорта, не регулируются нормами ВТО, иначе говоря, о доступе на рынки особой-то речи и нет. Свои рынки при этом мы отдали. 

Сейчас, по итогам года в ВТО, можно явно видеть продолжение этих же тенденций. Обещанные рост инвестиций, цивилизованные отношения со всем миром, развитие экспорта, снижение потребительских цен, увеличение эффективности отечественного производства не проявились, но негатива хлебнули знатно – за этот год в России возрос импорт, снизились таможенные сборы, упали доходы в бюджет. В июне в Госдуме был круглый стол, посвященный текущим итогам нахождения в ВТО, так там сельхозпроизводители массово отчитывались, что в животноводстве, в производстве свинины, говядины, мяса птицы и молока практически все предприятия находятся в убытках, рентабельных не осталось. Импорт несколько снизился по сравнению с прошлой осенью и зимой, но за счет того, что в последнее время идут активные заготовки мяса, фактически идет массовый забой животных. К примеру, из Краснодара сообщают, что за год поголовье свиней снизилось на 58% – более чем вдвое, хуже того, сейчас в некоторых регионах страны идет массовое уничтожение свиней под предлогом эпизоотии африканской чумы свиней. Сложно сказать, есть ли ветеринарные риски или нет, поступающая информация противоречива, но сама эта операция уже получила прозвание "свиноцид". 

Некоторую иронию можно увидеть в жалобах металлургов. Эта отрасль активно лоббировала вступление в ВТО, предвкушая доступ к рынкам и прибыли, в реальности же оказалось, что они сами неконкурентоспособны против китайских промышленников. 

Наконец, первый год в ВТО завершается первой же судебной тяжбой. Еврокомиссия подала иск в суд ВТО с требованием отменить введение утилизационного сбора, являющееся, по мнению европейских чиновников, прямым актом дискриминации иностранных производителей. Сама же Россия тем временем активизировала еще один резерв – в начале июля Госдума приняла во втором и в третьем чтении поправки к закону "О развитии сельского хозяйства", согласно которым 60 из 83 регионов страны признаются находящимися в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства и, соответствено, согласно нормам ВТО, имеющими право на дополнительную господдержку. Сложно сказать, каков будет эффект, но пока это выглядит, скорее, как признание инвестиционной непривлекательности отрасли. 

ПРИМЕР КИТАЯ

Есть хорошая история о том, как надо вступать в ВТО, отстаивая национальные интересы. 

На заре века, в 2001 году, вопрос со вступлением в ВТО решал Китай. И руководство страны наткнулось на существенную проблему. Сессия парламента заканчивала работу в августе, и на тот момент не было известно об условиях, которые будут достигнуты китайской группой переговорщиков, более того, не было известно точно, будет ли вообще соглашение или нет. По правилам ВТО соглашение должно быть ратифицировано парламентом и иметь статус закона. Ждать новую сессию? Долго, это потеря денег, времени, доли на рынке и конкурентоспособности. Собирать сессию специально? Хлопотно и неверно политически, поскольку покажет всем, что Китай придает вступлению в ВТО очень большое значение. 

Китайцы нашли выход, роскошный в своей красоте и свидетельствующий о единстве и дисциплинированности китайской элиты. 

На закрытом заседании Всекитайское собрание народных представителей ратифицировало в виде соглашения о присоединении Китая к ВТО около 900 чистых листов бумаги. В результате реальное соглашение, достигнутое переговорщиками, de jure вступило в силу немедленно после подписания, о чем китайцы и сообщили руководству ВТО. 

Я далек от апологии Китая. У этой страны уйма своих проблем и весьма серьезных. Но нам есть чему у них поучиться.

Источник: business-gazeta.ru