Белорусская продукция к органическим стандартам качества не имеет никакого отношения

Органическое сельское хозяйство в Беларуси находится в зародышевом состоянии: в прошлом году соответствующие сертификаты получили всего четыре фермерских хозяйства. В этом — претендуют на сертификат уже восемь. Тем временем в соседних Украине и Литве счет идет на десятки и даже сотни. 

 

Зачем улучшать хорошее?

Органическое сельское хозяйство — это синтез науки, традиций и нововведений с целью улучшения состояния окружающей среды и устойчивого развития регионов. Оно не предусматривает использование химических удобрений, гербицидов и пестицидов, каких-либо медицинских препаратов и антибиотиков, равно как и генно-модифицированных либо обработанных семян в целях получения высокого урожая либо значительного прироста массы скота или птицы.

— Любой хозяин, который занимается сельским хозяйством, знает, что придерживаться этих стандартов очень не просто. Не внеси в землю удобрения — и сразу упадет урожайность, перестань кормить скот антибиотиками — не получишь тех показателей набора веса или надоев, которые были до этого, — отмечает эксперт Центра экологических решений Наталья Поречина.

И добавляет, что в современных демографических условиях кормить население планеты надо быстро, а продуктов должно быть много. И органическое сельское хозяйство, безусловно, не способствует достижению поставленной цели.

Правда, с другой стороны именно этическое отношение к возделыванию земель может остановить рост количества тех экологических проблем, с которыми уже столкнулся весь мир (и Беларусь не исключение).

— У нас уменьшается количество настоящих лесов, а не суррогатов в виде лесопарков, которые только и могут, что выполнять функцию защиты людей от солнца. После оголтелого периода мелиорации в Гомельской области образовались целые пустыни, не пригодные для жизни и сельского хозяйства. Мы загрязняем землю, воздух и воду химикатами. По статистике ученых-исследователей в Беларуси уже сейчас в более чем 70% колодцев уровень нитратов превышает допустимое значение, — перечисляет экологические проблемы страны Наталья Поречина.

Органическое земледелие призвано решить эти и многие другие проблемы. Правда, сделать это возможно только при умелом землепользовании, набравшись терпения и изучив опыт подобного рода возделывания земель в других странах. И, разумеется, для этого нужны понимание и поддержка со стороны государства.

— Это поразительно, но до крупных фермеров у нас государство по сей день доводит планы: что сажать, какой урожай собрать, — удивляется Наталья Поречина. — А теперь представьте, что кто-то из них решит заняться органическим сельским хозяйством. Это автоматически означает невыполнение планов, убытки на первых порах. Кто их компенсирует?

Кроме того, на государственном уровне должно созреть понимание того, что экологически чистые продукты могут стать серьезной статьей экспортных доходов, отмечает эксперт.

 

Когда потекут молочные реки?

Фермер Дмитрий Крылов признается, что об органическом земледелии даже не помышлял, пока не оказался в Швеции. И уже там «заболел» идеей экологического сельского хозяйства. Правда, одного желания вести дело «по-новому» оказалось не достаточным.

— Нужны знания, понимание того, как добиться урожая без химических удобрений, как бороться с сорняками, как и чем кормить скот, чтобы надои были достойные, — отмечает хозяин фермерского хозяйства «ДАК», которое специализируется на выращивании молочных коз зааненской породы.

Хозяйство «ДАК» уже имеет специальный сертификат, подтверждающий, что все его земли (ни много ни мало 100 гектаров) — экологически чистые.

Чтобы добиться этого, Дмитрий Крылов в течение трех лет не вносил на поля никаких удобрений, не травил сорняки, выращивал сельскохозяйственные культуры по старинке, а полол и вовсе вручную. И только спустя три года эксперты из международного сертификационного центра «Органик-стандарт» в Украине вручили ему заветный сертификат на землю.

Но это лишь первый шаг на пути к производству органического козьего молока. Следующий — такая же сертификация растений, и лишь после — самих животных и производимого ими продукта.

— Я бы растения уже сегодня сертифицировал, но беда в том, что их пока все равно не хватает, чтобы прокормить практически семь сотен коз. Приходится их подкармливать комбикормом, а это уже не соблюдение условий органического сельского хозяйства. По правилам ЕС я должен их кормить стопроцентно чистым кормом, — говорит Дмитрий Крылов.

Условие жесткое, поскольку та же Европа своих фермеров переводила на «органические рельсы» постепенно, сначала допустив соотношение чистого корма и корма с примесями пятьдесят на пятьдесят, потом — семьдесят пять на двадцать пять, и лишь после доведя до ста процентов.

— Нам же приходится соглашаться на те условия, которые уже существуют. Без них просто не получить заветного знака на свою продукцию, а значит ни за что не выставить за нее достойную цену, — отмечает Дмитрий Крылов.

Что касается цен на молоко и молочную продукцию, то они в хозяйстве «ДАК» сегодня самые что ни на есть приемлемые: литр гипоаллергенного козьего молока стоит 15 тысяч белорусских рублей, в то время как молокозавод продает 250 миллилитров за 8 тысяч.

Впрочем, когда Дмитрий Крылов сертифицирует свою продукцию по международным стандартам и станет сам заниматься производством твердых и мягких сортов сыра, цены обещают подрасти.

— Учитывая, какой труд мы вкладываем в этот штучный товар, наша продукция не может быть дешевой, это надо понимать, — отмечает Дмитрий Крылов.

В Европе потребители это давно осознали, а значит, вероятность, что белорусское козье молоко потечет на подготовленный западный рынок, достаточно высока.

 

Пусть нас всех научат!

Отсутствие соответствующей нормативной базы — главная проблема белорусских фермеров, решивших заняться органическим сельским хозяйством, отмечает эксперт международного общественного объединения «Восток-Запад» Дмитрий Лутаев.

— В Литве, Латвии, Польше, Молдове уже есть закон об органическом сельском хозяйстве, — вторит ему Наталья Поречина. — Мы же пока на стадии согласования положения, которое, надеемся, определит ключевые стандарты и задаст рамки развитию этой отрасли сельского хозяйства в стране.

Планируется, что в конце августа группа представителей министерств и ведомств Беларуси отправится с визитом в соседнюю Литву, где на деле убедится в необходимости поддержки фермеров, занимающихся органическим сельским хозяйством.

Впрочем, даже без этого визита ясно, что необходимыми условиями для развития внутреннего органического рынка являются не только принятие специального закона и осуществление государственной поддержки фермеров, но и развитие сертификации в стране (пока наши фермеры обращаются в Украину либо Латвию), развитие сетей распространения экопродукции, а также информационное обеспечение производителей, включая технологии производства.

Ну и, конечно, не обойтись без популяризации органической продукции среди потребителей, а также разъяснения, что купленные на рынке у бабушки овощи либо молочная продукция совершенно не гарантированно чистые и безопасные. Ведь кормить свою козочку или коровку бабушка вполне может комбикормом, который «достала» все с той же государственной фермы…

 udf.by