3 декабря – Международный день борьбы с пестицидами
Дата 3 декабря была выбрана не случайно, ведь именно в этот день в 1984 году на заводе по изготовлению пестицидов в индийском городе Бхопала произошла крупнейшая в истории по числу жертв техногенная катастрофа. Так, в результате аварии на химическом заводе погибло порядка 18 тысяч человек. Еще 15 тысяч скончалось в последующие годы вследствие полученных травм и отравления.
3 декабря, традиционно отмечается Международный день борьбы с пестицидами. Инициаторами мероприятия являются южноамериканские активисты, которые решили привлечь внимание общественности к растущей проблеме использования химикатов.
Международный день по борьбе с пестицидами проходит под девизом: «Пестициды - тупик цивилизации». Отметим, что эти химикаты, которые начали активно применяться во второй половине прошлого века, используются для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Тем не менее, со временем оказалось, что они приносят гораздо больше вреда окружающей среде и здоровью человека, чем пользы.
Американские исследователи провели анализ крови людей, работающих с пестицидами, и обнаружили, что у 40% из них присутствуют признаки серьезного отравления. К группе риска также относятся люди, проживающие неподалеку от мест применения или захоронения неиспользуемых пестицидов, употребляющие химикаты с продуктами питания и водой и т. д.
Они ведут к различным мутациям и заболеваниям у людей и животных, к нарушению работы репродуктивной и гормональной систем, иммунного статуса и т.д.
Пестициды – это синтетические химические вещества, которые многие страны во второй половине XX века широко использовали для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Однако, как выяснилось позднее, промышленный выпуск этих химикатов принес населению планеты больше вреда, чем пользы.
Пестициды били не только по поставленной цели, позволяя получать высокие урожаи с сельских полей (что, впрочем, позднее тоже было поставлено под сомнение), но и по воде, почве, растениям, животным и людям, нанося им непоправимый вред. В последние десятилетия ХХ века в ряде стран пестициды стали одним из важнейших факторов риска для жизни и здоровья человека и всей живой природы.
Если в СССР в 60-х годах прошлого века количество пестицидов на душу населения в год не достигало одного килограмма, то уже к концу перестройки этот показатель увеличился в три раза. Именно пестициды, по мнению экспертов ООН, стали главной причиной «тихой катастрофы» – так называют сегодняшнее состояние почв в Европе.
Более того, выяснилось, что стойкость пестицидов настолько высока, а их распространение настолько глобально, что их обнаружили даже в организмах пингвинов Антарктики, куда пестициды были занесены воздушными и океанскими потоками. Последствия химического воздействия на биосферу Земли плачевны. Они ведут к различным мутациям и заболеваниям у людей и животных, к нарушению работы репродуктивной и гормональной систем, иммунного статуса, к онкологическим заболеваниям и врожденным дефектам. Сейчас в противовес «пестицидному» сельскому хозяйству ученые выдвигают концепцию «органического» земледелия, основанного на сочетании различных видов растений, природном контроле над вредителями, замене химических удобрений на органические. Правда, вопрос, когда эта концепция найдет масштабное практическое применение, остается пока открытым.
Ядовитый газ который убил 8 тысяч человек за 72 часа
Трагедия Бхопала стала крупнейшей по числу жертв техногенной катастрофой в мире. Би-би-си вспоминает, что произошло в первые часы после того, как выброс ядовитого газа с принадлежащего американской компании химического завода в индийском городе Бхопал накрыл город.
В 70-х годах Индия стремилась всеми силами достичь индустриального самообеспечения. В стране начала проводиться политика по привлечению иностранных инвестиций в местную промышленность. Тогда американская корпорация Union Carbide и поставила очередной флажок на своей карте предприятий, в этот раз в малоизвестном городе Бхопал. Производство сильно отошло от плана, пытаясь выдержать конкуренцию с другими химзаводами. Завод в Бхопале стал работать с нарушениями техники безопасности, а оборудование опасно износилось. Когда речь идёт о прибыли, корпорации забывают о безопасности.
В ночь со 2 на 3 декабря 1984 года на заводе пестицидов, принадлежавшем американской химической корпорации Union Carbide, произошел аварийный выброс паров чрезвычайно ядовитого вещества – метилизоцианата.
Метилизоцианат хранился в трех частично вкопанных в землю гигантских резервуарах. Один из них нагрелся выше безопасной температуры (температура кипения метилизоцианата составляет всего 39 градусов).
Бывший управляющий директор завода считал, что авария произошла из-за разрыва аварийного клапана, в результате чего более 42 тонн ядовитых паров накрыли плотно населенный город Бхопал. Тогда в нем проживало более 900 тысяч человек.
Из них десятки тысяч погибли от последствий отравления, сотни тысяч до сих пор страдают от хронических заболеваний, которые передаются и следующим поколениям.
Американская корпорация, ответственная за эту трагедию, выплатила жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков. Но этим не закончилось. Спустя двадцать шесть лет, 7 июня 2010 года, индийский суд признал семерых бывших руководителей индийского отделения Union Carbide виновными в халатности. Правда, осуждены они были лишь на два года тюрьмы и привлечены к штрафу в размере двух тысяч долларов. Однако, техногенная катастрофа имела слишком серьёзные экономические, медицинские и экологические последствия и жители Бхопала вынуждены до сих пор оставаться в плачевном состоянии.
Что же происходило в роковую ночь 3 декабря 1984 года?
Бхопал в основном спал. Для жителей тесных кварталов, расположившихся непосредственно у забора завода Union Carbide, эта ночь ничем не отличалась от тысячи остальных. Завод был построен в 1969 году и производил пестициды. В технологии их изготовления использовалось высокотоксичное вещество метилизоцианат. В трущобах, выросших как грибы вокруг завода, ютились десятки тысяч человек. Остальные жили в древнем городе Бхопал. Жители ближайших к заводу районов проснулись от омерзительного запаха. Потом у них началось жжение в глазах. Буквально за несколько минут жжение стало более болезненным, а вонь усилилась. Люди стали жаловаться на одышку, у многих началась рвота. Тогда, 30 лет назад в городе и близлежащих районах началась паника, десятки тысяч людей пытались как можно скорее покинуть зараженные кварталы.
Пять лет назад одна из жительниц Бхопала Хазира Би так вспоминала ту роковую ночь: "Люди падали на землю, изо рта у них шла пена. Многие не могли открыть глаза. Я проснулась после полуночи. Люди выбегали на улицу кто в чем был, многие прямо в том, в чем спали". Перепуганные толпы метались по городу, пытаясь спастись, в результате чего вдыхали еще больше ядовитых паров. В 2009 году тогдашний глава полиции Бхопала так вспоминал те события: "Ядовитый газ был тяжелее воздуха. Поэтому, распространяясь с территории завода, он осел плотным облаком и медленно и бесшумно расползся по улицам вокруг завода". C территории завода раздались предупреждающие сирены. Люди стала кричать: "Газ! С завода вырвался газ!" "Мы задыхались, глаза невыносимо жгло! Мы почти ничего не видели из-за густого тумана. Сирены надрывались, а мы не знали, в какую сторону бежать. Никто ничего не понимал", - вспоминал житель Бхопала Ахмед Хан. Людей охватила паника. "Матери не знали, что их дети уже умерли, дети не знали, что их матерей больше нет в живых, мужчины не понимали, что их семьи погибли до последнего человека"."Главная городская больница безнадежно переполнена. Постоянно подносят и подвозят новых пациентов. Тысячи мертвых кошек, собак, коров и птиц усеяли улицы, а городские морги заполняются с ужасающей скоростью". Бывший глава полиции Бхопала заявил, что городские власти "онемели" от масштаба катастрофы "Начался рассвет, и перед нами представала более ясная картина масштаба катастрофы. Мне и моим ребятам пришлось собирать трупы. Мертвые тела лежали повсюду. Я подумал, боже мой, что это? Что случилось? Мы буквально онемели, мы не знали, что делать!". Число смертей быстро росло. За первые 72 часа после катастрофы умерли более 8 тысяч человек. В последующие месяцы погибло еще несколько тысяч. Неправительственные организации оспаривают официальное число жертв, заявляя, что погибших было намного больше.
Число погибших в первые 3 дня (данные центрального правительства и правительства штата) | Более 3 тысяч |
Число погибших в первые 3 дня (данные НПО и групп по поддержке жертв) | Более 8 тысяч |
Всего смертей за последующие годы (официальные данные) | Более 15 тысяч |
Всего смертей за последующие годы (неофициальные данные) | Более 20 тысяч |
Число людей, пострадавших от отравления (данные НПО) | Между 500 и 600 тысячами |
Число заболеваний (рак, слепота, болезни печени и почек), связанных с воздействием отравляющего газа (данные НПО) | Более 150 тысяч |
Компенсация, выплаченная правительству Индии корпорацией Union Carbide (Индия оценивала потери в 3,3 млрд долларов. В результате досудебного соглашения, достигнутого в 1989 году, была выплачена значительно меньшая сумма) | 470 млн долларов США |
Индивидуальные компенсации | Около 500 долларов США |
Территория бывшего завода по производству пестицидов стоит заброшенной. Правительство штата Мадхья-Прадеш национализировала ее в 1998 году. Защитники окружающей среды утверждают, что вода и почва в этом районе по-прежнему отравлены. Правительство штата возражает, настаивая, что вода в окрестностях заброшенного завода совершенно безопасна. Благотворительные организации, занимающиеся помощью жертвам катастрофы, неоднократно публиковали отчеты, в которых приводятся данные об аномально высоком проценте детей с врожденными дефектами, а также о резком росте заболеваемости раком и другими хроническими болезнями. Лишь спустя 25 лет после трагедии восемь человек - бывшие руководители компании Union Carbide, в том числе крупный индийский бизнесмен Кешуб Махиндра, возглавлявший индийское подразделение американской компании во время аварии, - были признаны виновными в причинении смерти по неосторожности и приговорены к тюремному заключению сроком в два года. Однако главный обвиняемый, председатель правления Union Carbide Уоррен Андерсон после ареста был отпущен под залог и бежал из Индии. Многочисленные попытки правительства Индии экстрадировать Уоррена успехом не увенчались. Его официально объявили "беглецом от правосудия".